25 апреля в свет выходит новый альбом под названием «Будем жить!» одного из самых заметных авторов – исполнителей жанровой песни Михаила Грубова. Сегодня Михаил – гость нашего сайта.
– С конца 70-ых я собирал бобины с записями запрещенных в то время Северного, Шандрикова, Сорокина, Беляева. Интерес подростка той поры к подобному увлечению понятен – если чего-то нельзя, то нужно попробовать обязательно. А что взрослые находили в тех песнях?
– Скажу о своей юности. Не для того, чтобы к чему-то приобщиться, а, просто жили так. Во дворах, в основном, собирались не отличники, хотя и такие попадались. Как мне вспоминается, блатная романтика у нас не присутствовала. Были стычки между мальчишками, в основном из-за девчонок. Жестокости не было, синяки да ссадины. В общем, для того времени это был нормальный досуг дворовой ребятни. Да и музыка была не блатная, пели «Битлов». Уже давно нет во дворах посиделок с гитарой. От этого чуть грустно. Но, что делать? Другие времена, другие интересы.
Что взрослые находили в запрещенных песнях? Помнишь ту атмосферу? Переснятые фотоаппаратом «Зенит» журнальные страницы романа «Мастер и Маргарита», «Последний день Ивана Денисовича» Солженицына, «Колымские рассказы» Шаламова. Искали, читали взахлеб. Люди устали от вранья. Песни, о которых ты спрашиваешь, говорили правду. И не важно, что это, может, не очень талантливо, где-то коряво. Наболело, взяли и выплеснули душу на клочок бумаги. Большинство авторов так и остались неизвестными. Но, там была правда, искренняя и настоящая, в которой общество испытывало потребность.
– Запреты сняли. Не знаю как на счет потребности, но теперь, как мне кажется, люди слушают эту музыку, но не верят. Авторов нет или тут что-то другое?
– Я не соглашусь, что поляна жанра совсем опустела. Есть шансонье, которые, на мой взгляд, способны тронуть за живое, заставить задуматься, что-то переосмыслить. Осмелюсь некоторых назвать, не в целях их пиара, а в знак уважения. Это Володя Лисицын, Сергей Север, Денис Мафик, Володя Панков. В Новгороде есть очень симпатичный мне паренёк Олег Калашников. Кого-то не знаю, но есть, конечно, ещё. Одно время жанровую песню пытались сделать массовой, а массовая культура в конечном итоге вытесняет личностную. Поэтому песня обесценивается. Сильных много не бывает. Закон старика Дарвина о естественном отборе работает, но он не может одержать верх над законом шоу-бизнеса. Ни для кого не секрет, что тиражируют и крутят тех, кто имеет возможность себя оплатить. А талант, к сожалению, не всегда при деньгах.
– Миша, как ты пришел в жанр? Кому и что ты собирался доказать или были какие-то другие причины?
– Да я, в общем-то, особо и не приходил. Если обратил внимание, у меня мало песен о жизни «за колючкой», не то чтобы не могу, просто внутри нет согласия с собой, а это уже не то. Есть у меня песня «Кружечка», она написана честно и посвящена отцу, который ушёл из жизни совсем молодым в 52 года. Он пережил многое. Это из его скупых, редких рассказов, я запомнил и написал как «пилили зеки снег». Если честно, я не хочу больше в эту сторону откровенничать.
– Кто из шансонье сейчас на твой взгляд в обойме, (кроме, разумеется, метров Шуфутинского, Розенбаума, Новикова), кто способен собрать зал?
– Из названных мной выше, к сожалению никого. Однозначно собирают залы Жека и Саша Дюмин. Александр Звинцов в обойме, Володя Ждамиров, «Бутырка» с новым солистом. Анатомировать и разбираться в причинах, почему это, что и как – занятие не для меня. Может звезды так легли.
– Сейчас понятие обаяние, энергетика заменили модным словом – харизма. У тебя она проявляется всегда, когда ты на сцене? Требуется для ее поддержания какой-то стимул?
– На счет харизмы – вопрос не ко мне. Это зрителям решать.
– Автором музыки некоторых твоих песен стал Жека, хиты которого знают и любят многие. Жека очень ревностно относится к собственному творчеству. Как он согласился на сотрудничество? И почему ты к нему обратился?
– Вообще, мы не подписывали с ним никаких договоров, если ты об этом. Мы дружим довольно давно, показываем друг другу какие-то еще сырые песни, обмениваемся мнениями. Как мне кажется, он понимает, что я хочу донести в той или иной песни. Я благодарен ему за принципиальность и избирательность к качеству материала. Кто скажет прямо, покритикует, если не близкий человек? Но Жека не одинок! Пишут музыку на мои тексты Денис Мафик, Володя Лисицын, Ильдар Южный, Витя Петлюра.
– Наблюдается тенденция, когда исполнители жанровой песни уходят в эстраду. Значит ли это, что сегодня признание шоу-бизнеса в шансоне, важнее народного признания?
– Это бизнес и осуждать здесь кого-то дело неблагодарное. Каждый сам для себя выбирает свой путь. Что касается «народного признания», во-первых, цель высоковата, а во – вторых, вряд ли кто из настоящих об этом задумывается.
– Есть такое выражение, что все хорошие авторы стоят на плечах великих. На чьих плечах стоишь ты? Кто сформировал твое отношение к музыке, стихам?
– Для меня проводником по жизни был и остаётся Сергей Есенин. Музыка, конечно, «Битлз». Нет, у меня есть и другие музыкальные предпочтения, но основа – это «Битлз».
– Когда ты пишешь песню, подстраиваешься ли под потенциального слушателя? Или ты пришел уже к такому состоянию, когда можешь себе позволить писать то, что интересно лично тебе?
– Обязательно под слушателя, но не чтобы угодить и понравиться, а что бы уши у него не завяли. Я давно позволяю себе писать, что интересно мне, но… с оглядкой, будет ли это интересно кому-то помимо меня.
– Миш, вот у тебя лично нет такого ощущения, что сейчас мы наблюдаем некую раскрутку «русского шансона» в обратную сторону. Барды снова собираются по клубам и поют под гитару, на эстраде поют эстрадные вещи, а в маршрутках вместо «Бутырки» давно Лепс и Стас Михайлов.
– Мир хоть и меняется, но все-таки, как говорят, по спирали. В конечном итоге всё занимает свои места. А по поводу маршруток – без сожаления вообще. Там истинное народное голосование!
– Чтобы ты хотел пожелать себе?
– Себе, да и всем родным и близким, я хочу пожелать только здоровья! Остальное всё приходящее. Будем жить!
Вопросы задавал С. Аристов