Самой большой проблемой органов местного самоуправления, является вопрос заполняемости местных бюджетов и связанный с этим почти повсеместный дефицит экономических ресурсов.

15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин обратится к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Глава государства заявил о необходимости закрепления в Конституции принципов единой системы публичной власти с расширением и укреплением полномочий местного самоуправления.

4576
М. Садчиков (слева) и В. Балдин

В стране сложилась ситуация, при которой лишь 20% местных бюджетов обеспечены доходами с собственной налогооблагаемой базы муниципальных образований; остальные 80% — это средства вышестоящих бюджетов, выдаваемые в виде трансфертов или дотаций. При таком положении вещей вряд ли можно говорить о бюджетной самостоятельности местного самоуправления.  По мнению специалистов, минимальное соотношение, обеспечивающее такую самостоятельность — пятьдесят на пятьдесят.

Проблема наполняемости местных бюджетов не является наследием советского прошлого. Этот тяжелый удар был нанесен уже в 2000-е гг., при проведении налоговых реформ.
Возьмем в качестве примера Пугачевский район. Дотационность, скудный размер поступлений от местных налогов, повсеместная финансовая зависимость самоуправления от региональной власти не только снижают эффективность местного самоуправления, но и лишают муниципальных служащих мотивации к экономическому развитию подведомственной территории.

Областная власть требует от муниципалитетов оптимизации расходов и изыскания собственных финансовых возможностей.

Главе Пугачевского района М. Садчикову не раз предлагались варианты пополнения местной казны за счет сокращения должностей собственных заместителей и последующим перераспределением их полномочий. Михаил Владимирович, не смотря на явную экономическую выгоду, активно упорствует в этом вопросе. Связано ли это с личным упрямством или им движут другие побудительные мотивы – не так уж и важно. Важно, что по озвученному выше пути пошли даже экономически устойчивые районы области.  Так, энгельсские депутаты проголосовали за упразднение должности первого заместителя главы администрации района и передали его полномочия замглавы администрации района по строительству, ЖКХ, ТЭК, транспорту и связи, сэкономив на этом значительные средства. А на днях, сам губернатор В. Радаевпринял решение объединить обязанности вице-губернатора и руководителя аппарата (губернатора) области». Экономия – несколько миллионов рублей в год.

В Пугачевской же районной администрации можно безболезненно сократить должность заместителя главы района по общим вопросам В. Балдина. Балдин со всеми надбавками получает в месяц порядка 35 тысяч рублей. В год это 420 тысяч. Полномочия и обязанности Балдина распределить между другими замами, например между М. Орловским и С. Зудиной. Да, работы у них прибавится. Так, а чем они лучше других граждан, которым работодатели в условиях кризиса сокращают зарплаты, увеличивая рабочую нагрузку? Не нравится – увольняйтесь. Свято место пусто не бывает.

Кроме того, это будет политически правильным ходом. Поведением Балдина давно недовольны жители города. В социальных сетях его критикуют за безделье и высокомерно-снисходительное отношения к гражданам.

Поскольку система подготовки кадров отсутствует напрочь, конечно, велик риск, что наберут по объявлениям. Так, справедливости ради, следует сказать, что и действующие чиновники особой компетентностью не отличаются.

Непрофессионализм муниципальных кадров в целом по стране многократно отмечался различными СМИ. В последние годы ситуация резко ухудшилась. Показательно в этом плане социологическое исследование А.В. Новокрещенова «Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу».  По результатам анкетирования  муниципальных служащих выяснилось, что за десять лет число абсолютно случайных людей в органах МСУ не только не снизилось, а даже выросло с 11 до 13%, 61% опрошенных стали муниципальными служащими «по знакомству» или «по протекции» и лишь 5% были приняты в местные структуры по конкурсу.

Садчиков, как большинство подневольных и безынициативных чиновников, ждет прямого как свая приказа сверху. Без него он даже на воду не подует. Что ж, возможно кто-то из руководства регионом прочтет нашу статью, проникнется целесообразностью и даст, наконец, соответствующую команду нерешительному главе.

А если по структуре районной администрации опять с карандашиком пробежаться? Может, еще кого с кем объединить получится? Глядишь, и найдутся средства на тротуары, на спил старых деревьев… Да мало ли.

С. Вершинин