С детством у Марины Анатольевны Урабасовой связаны самые тёплые воспоминания. Бабушка – хлопотунья, вечно старавшаяся всех накормить пирожками и блинчиками. Мама 32 года проработала на Берёзовском щебёночном заводе, ей довелось одной воспитывать двух девочек – Марину и Олю. Училась Марина на «отлично», была заядлой туристкой и спортсменкой – походы, турслёты, секции баскетбола и волейбола.

Хотела девочка быть доктором (может, бабушка, работавшая в войну в госпитале, подвигла к таким мечтам?), но прекрасно понимала, что маме не по силам дать ей высшее образование. Поехала после восьми классов в Вольск, легко поступила в педучилище, серьёзно увлеклась будущей профессией. Преддипломную практику проходила в селе Заволжском, её наставником была Л.И. Пластинина. По окончании училища направлена в Дороговиновку, где четыре года вела математику, а потом освободилось место учителя начальных классов. На танцах молодая учительница познакомилась с Владимиром Урабасовым – высоким привлекательным парнем, умевшим красиво ухаживать. Он ушёл в Армию, а когда вернулся, стали встречаться. Девушка увидела в нём открытость, простоту, готовность помочь, надёжность. Через год поженились, в 1995 году появился сын Николай, а ещё через два года муж погиб. Жила с его родителями в Шиншиновке, в Дороговиновку на работу добираться тяжело, возить теперь было некому, ребёнку нужен садик. Решила переехать в Пугачёв.
Вакансий учителя начальных классов в районном центре не было, а в школе-интернате освободилось место старшей вожатой. Директор В.И.Гущин, узнав в ней победительницу учительской спартакиады по лёгкой атлетике, охотно принял девушку в свой коллектив, увидев бьющую ключом энергию и творческий потенциал. Летом Марина была начальником оздоровительного лагеря «Радуга». Эта должность тоже оказалась ей по плечу – неожиданно для самой Марины обнаружились организаторские способности, умение руководить коллективом, принимать самостоятельные решения, хотя ответственность и волевые качества проявлялись в её характере с самого детства. Сын был рядом, на глазах – это тоже большой плюс.
В 1993 году поступила в пединститут, взяла часы истории, а в 2008-2009 г.г. получила второе высшее образование по специальности «практический психолог» в С. –Петербурге. В 2009 году в Пугачёве проходила очередная перестановка руководящих кадров, В.И.Гущин, уходя с поста директора школы-интерната, рекомендовал на своё место Марину Анатольевну. Первый год, по её словам, был трудным во всех отношениях. Всему приходилось учиться, во всё вникать, но в учебной работе на помощь пришла О.И.Драгунова – грамотный и сильный завуч, во внеклассной работе – заместитель по воспитательной работе Г.П. Гущина, потом Т.А. Сыркина; главбух и завхоз были сильны каждый на своём месте. Вот тогда она поняла, что значит сильная и дружная команда, а ещё поняла, что сама должна в совершенстве знать всё, что делает каждый в этой команде. Они имеют право на ошибку – она нет. Самыми сложными оказались хозяйственные вопросы. 60 лет в школе не было капитального ремонта. В.И. Гущин в 2005 году начал ремонт тепловых сетей, кровли, электрики, она продолжила – заменила мягкую кровлю в спортзале, столовой, хозблоке, при ней поставили пластиковые окна, планируется ремонт учебных кабинетов, общежития и летнего лагеря.
Проблемы воспитания более привычны. В школе работает 17 кружков, 11 спортивных секций. Здесь проходят районные соревнования по теннису, ведь только у них семь теннисных столов с оборудованием. Здесь девять лет назад зародилось скаутское движение, до сих пор их дети привозят с областных соревнований первые места. Уходят в прошлое побеги из школы, попрошайничество, курение. Теперь таких ребят единицы (часто из новеньких), и они стоят на строгом контроле. На каждого составлена программа реабилитации. Последняя проверка показала отличное состояние документации, а живое её подтверждение – атмосфера в школе. Атмосфера, близкая к семейной. Особенно удивляют утренние объятия – дети обнимают учителей, воспитателей, директора. Значит, это близкие им люди. Учащиеся показывают высокие результаты в спорте, в творческих конкурсах. Учебную программу осваивают все – помогая друг другу. И это при том, что из 112 человек 49 обучаются по адаптированной программе. В обычных школах от таких детей стараются избавиться, а у школы-интерната выбора нет, поэтому коллектив находит способы делать всех детей успешными. Директор уверена, что главное – не приобретение отдельных научных знаний, главное – быть хорошим человеком, умеющим жить среди других людей.
Для ребят, обучающихся по адаптированной программе, например, предусмотрено больше часов технологии. Они с удовольствием учатся готовить, особенно печь в новеньком кабинете кулинарии, где есть и кухонный уголок, и жарочный шкаф, и комбайны, и даже силиконовые формы, а потом угощают классы. У каждой группы есть возможность в выходные под руководством воспитателей готовить пиццу, блинчики, вареники, домашние щи. Есть у старшеклассников возможность заработать личные деньги – в школе работает сменная хозгруппа от Центра занятости. Марина Анатольевна чувствует себя многодетной мамой, на которой лежит огромная ответственность. Болит её сердце за каждого, а вот когда взрослые люди берут ребёнка под опеку, а потом возвращают – оно обливается кровью. И такие горе-опекуны встречаются ежегодно. Легко ли отогреть душу того, от кого отказались? Директор, воспитатели, психолог – все бросаются на помощь. Постепенно сердечко оттаивает, а Марина Анатольевна напоминает потенциальным опекунам: «Здесь дети с изломанными судьбами, подчас больной генетикой – если не уверены, что сумеете создать для ребёнка пространство, где бы он смог себя реализовать, не отнимайте у него того, что он уже имеет, – интернатского братства».
Но есть и другие – те, кто дарит тепло своей души на совместных мероприятиях («Молодёжь плюс»), кто спонсирует поездки ребят на соревнования, покупку пособий, помогает с подарками. Марина Анатольевна благодарна Ю.И.Долгополову, В.В. Локалёнкову, А. Хачатряну, ООО “Фракджет-Волга”, руководителю МСО Следственного комитета П.В. Косу и его сотрудникам. Энгельсский благотворительный фонд «От души детям» уже пять лет читает их письма Деду Морозу и привозит подарки на ёлку по заказу: коньки, клюшки, настольные игры, куклы, самокаты – всего на 100 тысяч рублей. Ждут дети волшебства и в этом году – 26 декабря. Гирлянды уже висят, окна украшены, каток залит, ждут гостей, а двоих активистов ждёт Кремлёвская ёлка в Москве.
Марина Анатольевна убеждена: новогоднее волшебство лечит детские души. И не только детские. Так хочется счастья – для воспитанников, коллег, для сына, в которого вложено столько души, и совсем немного для себя…
Л. Шепелева