Вскоре после инаугурации Владимира Путина и утверждения Дмитрия Медведева премьером Минфин опубликовал корректировки в трехлетний проект бюджета. Согласно им, в 2018 г. госказна будет исполнена с профицитом в 0,45% ВВП вместо запланированного дефицита в 1,3%. Это следствие не столько увеличившихся нефтегазовых доходов (плюс 2 трлн руб. в 2018 г.), сколько сокращения трат по всем разделам. Не остался в стороне социальный блок и господдерджка АПК. Кажется, несмотря на речи Президента о «прорыве и рывке», Минфин очертил россиянам суровую послевыборную реальность.

3476

Первым сигналом к грядущему сокращению расходов бюджета стало решение Правительства РФ поддержать санкционных олигархов, вторым – новый «майский указ», на исполнение которого, по предварительным оценкам, до 2024 г. необходимо 8 трлн руб. Проект поправок в госбюджет, предложенный Минфином, хоть и не стал неожиданностью, но вызывает много вопросов.

Раздел общегосударственных вопросов в проекте Минфина «похудел» на 30,3 млрд руб. Сокращены расходы на содержание госаппарата: минус 7 млн руб. на зарубежные визиты делегаций высших органов власти. 40 млн руб. снимается с расходов на государственных судей, в том числе 4 млн руб. – на судебный департамент при Верховном суде. В то же время, например, сразу на 565,5 млн руб. выросли расходы на совершенствование налогового администрирования.

При общем росте расходов по разделу фундаментальных исследований на 178,6 млн руб., на науку в отдельных областях будет выделено меньше средств. Так, на развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины расходы снизились на 52,4 млн руб., на 748 млн руб. снизилась сумма на реализацию образовательных программ высшего образования.

Резервный фонд Правительства РФ сократился на 41,7 млрд руб.

Раздел национальной экономики увеличен на 5,1 млрд руб. Из этих средств 321 млн руб. выделен на совершенствование контроля за применением антимонопольного законодательства. На 54,6 млн руб. увеличиваются расходы на программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». А вот топливно-энергетический комплекс получит меньше на 167,9 млрд руб., с графы «исследование и использование космического пространства» снято 6,2 млрд руб., на эту сумму может уменьшиться госпрограмма «Космическая деятельность России на 2013 — 2020 гг.». Основные потери по космической части бюджета связаны с расходами на ФЦП по развитию космодромов, субсидии на Восточный и Байконур, напротив, увеличатся на 65 млн руб.

На сельское хозяйство и рыболовство выделено на 3 млрд руб. меньше. Ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» в версии Минфина потерял 3,2 млрд руб. При этом компенсации прямых затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса выросли на 2 млрд руб., а раздел поддержки инвесткредитования АПК уменьшился на 5,2 млрд руб. Больше, чем наполовину, сокращается объем субсидий на возмещение части процентной ставки по инвесткредитам – на 31,7 млрд руб. В случае принятия проекта между аграриями будет распределено лишь немногим больше 20 млрд руб.

Приходит на ум такое выражение: «Жадность, ведущая к бедности», сокрушается глава Совета ТПП, руководитель ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин.

«Минфин ведет политику повышения налогов, сокращения субсидий. В прошлом году налоговые сборы выросли на 30%. В принципе, и так у нас экономика, и в частности, сельское хозяйство, передавлены налогами. Во многом из-за этого не развивается, отстает в развитии от мировых темпов. И дальнейшее сокращение субсидий и повышение налогов, тарифов на различные услуги монополий, не будет способствовать развитию экономики, не будет способствовать исполнению указов президента, которые говорят, что и дороги надо строить, и зарплаты учителям поднимать. Минфин продолжает так называемый «бухгалтерский подход», при котором видит строчки в бумагах и не видит реальную картину в экономике. Потому, естественно, я негативно отношусь к этой инициативе. 230 млрд руб. на поддержку сельского хозяйства – в евро это 3 млрд получается. Евросоюз выделяет порядка 300 млрд евро на поддержку своего сельского хозяйства. Неудивительно, что мы едим иностранную продукцию и наши фермеры гораздо беднее европейских фермеров. Потому что неравные условия конкуренции, низкая поддержка», – рассказал он.

Субсидии российским производителям на компенсацию части затрат на выпуск высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники уменьшаются почти на 600 млн руб.

Подраздел транспорта увеличен на 2,4 млрд руб. Дополнительные средства предложено направить на гражданскую авиацию – 521,5 млн руб. 9,8 млрд руб. получит Государственная транспортно-лизинговая компания (ЯНАО) на пополнение парка воздушных судов авиакомпаний. Эта же сумма ранее предназначалась ГТЛК для поддержки продаж воздушных судов Ил-96-400М, но в новой версии бюджета графа обнулена. На 339,7 млн руб. урезаны расходы на транспортную дирекцию чемпионата мира по футболу.

Программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 г.» получила дополнительно 923 млн руб.

На 2,4 млрд руб. вырастут расходы на дорожное хозяйство, в том числе на 833,3 млн руб. увеличится межбюджетный трансферт Красноярскому краю для подготовки города к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г.

Ряд субсидий для машиностроителей уменьшатся. Экономия коснулась субсидий на производство средств производства (уменьшение на 10,1 млрд руб.), субсидий на компенсацию процентных ставок по инвесткредитам в сфере производства редких и редкоземельных металлов (минус 50 млн руб.), субсидий на возмещение процентов по кредитам «Внешэкономбанка» (минус 997,3 млн руб.).

На 923 млн руб. уменьшен взнос в уставный капитал Объединенной судостроительной компании. Зато заложены дополнительные средства на увеличение капитала «Промсвязьбанка» и «Россельхозбанка» – по 5 млрд руб. каждому.

Сильнее других «секвестр» Минфина ударил по разделу социальной политики, он потерял 52,9 млрд руб., из которых 51,5 млрд руб. сняты с раздела пенсионного обеспечения. Как следует из росписи, на 33,2 млн руб. сокращены выплаты дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций. На 4,1 млрд руб. – суммы, заложенные на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Межбюджетные трансферты на обязательное пенсионное страхование уменьшены на 61 млрд руб.

Однако в Госдуме пока не склонны нагнетать панику. Член комитета по бюджету и налогам ГД, депутат Евгений Федоров отмечает, что поскольку законодательство в пенсионной сфере не менялось, то о сокращении пенсий речи идти не может.

«Все граждане России в соответствии с законодательством получат свои пенсии, зарплаты или социальные платежи. Сама строчка бюджета ничего не меняет с точки зрения конкретного гражданина. Это только бухгалтерский расчет, вызванный социологией, остатками, какими-то другими вещами», – сказал он.

По разделу «социальное обеспечение населения» расходы также сократились, на 4,3 млрд руб. Минфин намерен урезать траты на меры соцподдержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (200 тыс. руб.), компенсации на возмещение вреда той же категории уменьшаются на 854 тыс. руб., расходы на ежемесячную выплату чернобыльцам – на 100 млн руб. На 7,6 млн руб. сокращены расходы на выплаты Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. На ежемесячные выплаты ветеранам заложено на 442,8 млн руб. меньше. Статья «Оказание мер государственной поддержки инвалидам» потеряла сразу 2,2 млрд руб. Сокращаются расходы и на меры поддержки военнослужащих и их семей.

Расходы на образование повышены на 3,4 млрд руб. Однако подраздел дошкольного образования с учетом всех корректировок уменьшился на 165,7 млн руб., расходы на общее образование сокращены на 198 млн руб., на среднее профессиональное – на 240,3 млн руб., на высшее – на 455,9 млн руб. На дополнительное образование выделено на 1,1 млрд руб. больше, также дополнительные средства выделены на профподготовку студентов и повышение квалификации сотрудников – 2,1 млрд руб.

Расходы на здравоохранение выросли на 3,6 млрд руб., но предложено сократить расходы на стационарную медицинскую помощь на 6,2 млрд руб. «Скорая помощь» также теряет деньги – 139,2 млн руб. Расходы на амбулаторную помощь увеличены на 3,6 млрд руб.

На 5,4 млрд руб. увеличилось финансирование раздела культуры и кинематографии. Однако 1,1 млрд руб. потеряли музейщики. Удачными корректировки бюджета выглядят для отрасли физкультуры и спорта – рост расходов на 4,6 млрд руб. проходит на фоне отсутствия серьезного секвестра каких-либо статей. Раздел ЖКХ увеличен на 1,6 млрд руб., расходы на защиту окружающей среды  на 5,7 млрд руб.

Напомним, что в бюджета-2018 значительно уменьшились расходы на оборону. На это направление, как и в целом силовым ведомствам Минфин готов направить чуть больше средств. Расходы на национальную оборону повышены на 2,3 млрд руб. Основные расходы касаются капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности (рост на 3,8 млрд руб.). Одновременно уменьшены траты на уничтожение запасов химического оружия (минус 27,9 млн руб.) и мероприятия программы стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса (минус 15 млн руб.).

 

Также выросли и расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность  Минфин готов дополнительно выделить 20,3 млрд руб. Сумму разделят Следственный комитет РФ (684,4 млн руб.), Прокуратура РФ (2,5 млрд руб.), органы внутренних дел (5,3 млрд руб.), органы юстиции (1,9 млрд руб.), система исполнения наказаний (4,6 млрд руб.).

В заключение отметим рост расходов по еще одному, явно не самому стратегическому и недофинансированному направлению. На 795 млн руб. увеличиваются расходы на средства массовой информации. В том числе дополнительно 300 млн руб. получит ТВ-Новости (телеканал RT), 200 млн руб. – ТАСС.

Примечательно, что в своей речи на инаугурации 7 мая Путин поручил обеспечить «прорыв во всех сферах жизни«. «Глубоко убежден: такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает все новое и все передовое и отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину», – заявил Владимир Путин.

Уже первая после инаугурации верстка бюджета заставляет усомниться, что Правительство всерьез озадачено выполнением этих поручений, представляя «ресурсом» для «рывка» дальнейшее урезание социалки и без того невысоких расходов на поддержку промышленности.

Алена Ласкутова, Ксения Теплякова