С середины августа аграрии страны забили тревогу из-за роста цен на дизтопливо. Через неделю даже дорогая солярка начала пропадать то здесь, то там. Власти Ростовской и Рязанской области пытались достучаться до минсельхоза России. Власти Хабаровского края просили о помощи минэнерго. Власти Саратовской области не хотели раздувать панику, и заверяли, что «ситуация на топливном рынке стабильная», на нефтебазах достаточно солярки и бензина, чтобы удовлетворять повседневный спрос.

28 августа зампред саратовского правительства Михаил Торгашин признал проблему с дефицитом топлива, но снова успокоил, заявив, что вопрос теряет остроту. В это время российский министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев вытрясал из российского министра энергетики Николая Шульгинова 500 тысяч тонн солярки, необходимых для завершения уборки урожая. А Николай Шульгинов отвечал и ему, и всем желающим докопаться до причины исчезновения топлива намеками.
По его словам, аграриям не надо винить железнодорожников. Они не задерживают составы. Чиновники, давшие разрешения на летнюю остановку НПЗ, не врали, что объёмов производства нефтепродуктов для внутреннего рынка и без них достаточно. Просто кто-то пытается сыграть в свою игру.
Зампред российского правительства Александр Новак пообещал через две недели исправить ситуацию. Пока эксперты гадали, что он может сделать и на кого повлиять, власти регионов тушили возмущение аграриев, кто чем мог. В Алтайском крае запрашивали у каждого объёмы топлива, необходимые для завершения уборки. И обещали добыть их. В Саратовской области тоже составляли заказы на солярку. Но только на декаду. И не для всех. В Марксовском районе, например, про такие бланки узнали только три хозяйства.
4 сентября Российская газета сообщила, что в Саратовской области, при нужде в ежесуточных 450 тоннах, сельхозпроизводители получают 60. С соляркой в Пугачёвском, Марксовском, Екатериновском, Духовницком, Лысогорском районах было так плохо, что даже крупные сельхозпроизводители готовились к тому, чтобы снизить посевы озимых на треть. Или отказаться от осеннего сева совсем. Потому что топливо они могли купить только у перекупщиков, по цене 80-85 тысяч рублей за тонну. А за тонну пшеницы им сейчас дают 10 тысяч.
12 сентября президент России Владимир Путин объяснил, что физически дизтопливо в России уже появилось. Осталось отрегулировать цены. В перебоях с топливом виновато российское правительство. Оно «не среагировало вовремя на изменения цены на мировом рынке».
Президентский упрёк был адресован в первую очередь министерству финансов. Весной нынешнего года оно сообщило о том, что вдвое снижает с 1 сентября компенсации российским НПЗ за потерю выгоды при продаже топлива внутри страны, а не на экспорт. В 2022 году на это из бюджета заводам отдали 2,2 триллиона рублей. А в 2023 году минфин уже в марте считал дефицит бюджета в триллионах. Поэтому принял решение снизить компенсацию. Ответом стал бунт нефтяной вертикали.
После того как президент сказал, что производители нефтепродуктов правы, отстаивая своё право на прибыль, поработать придётся многим. Минэнерго вдруг выяснило, что пора ломать схему серого экспорта нефтепродуктов. Потому что трейдеры и нефтебазы, закупая на бирже нефть, за которую НПЗ получили компенсацию, перепродавали её на внешний, а не на внутренний рынок. Минэнерго готовит запрещающий такое обогащение закон. ФАС тоже пообещала присмотреться к доходам этих мелких оптовиков.
Есть и ещё один итог. Сельхозпроизводители, испытав шок дефицита, смирились с тем, что цена на дизтопливо меньше не станет. Если стабилизируется – уже будет хорошо.
Ольга Копшева, г. Саратов