На днях агентство  Bloomberg сообщило о намерении президента РФ Владимира Путина издать  новые майские указы, которые могут быть подписаны 7 мая, в день его инаугурации.  Как сообщило агентство,  глава государства в ближайшие  шесть лет планирует увеличить расходы на здравоохранение, образование и инфраструктуру на 10 триллионов рублей.

467

Подготовку таких указов в Кремле анонсировали еще в конце февраля, так что элемента новизны в сообщении  Bloomberg нет, резонансно отозвалась в российских СМИ лишь цифра в 10 триллионов рублей, которую якобы Кремль намерен пусть на социалку. Однако, в Кремле эту цифру не подтвердили:

«Не будем забегать вперед. Экспертная проработка велась на основе иных цифр», – сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, не пояснив, однако, какими будет реальный «вес» майских указов. 

В реальности, вряд ли можно рассчитывать на какой-либо подъем социальной сферы в обозримом будущем. Дело в  том, что приход российского бюджета всецело зависит от продажи сырья и энергоносителей и в конечном счете определяется уровнем мировых цен на нефть, к которым привязана цена на газ, а также имеется высокая корреляция с ценами на иные сырьевые товары низкого передела. 

Сейчас наметился отчетливый тренд на некоторое повышение цен на нефть, что и дает возможность выделить на социалку несколько больше, чем за предыдущий электоральный период.

Однако, в немалой степени «прибыток» социалки будет сопровождаться «убытком» оборонки. Это следует из того, что сейчас, как сообщают СМИ, Дмитрий Медведев ведет переговоры с Алексеем Кудриным и Германом Грефом о будущих реформах правительства (то есть о сокращении числа чиновников), а также о новом составе правительства. Известно, что Алексей Кудрин является сторонником сокращения бюджетных расходов на армию и ВПК в пользу социальной сферы. Жестко настаивает он также на повышении эффективности работы госслужащих всех уровней и предлагает для этого действенные, по его мнению, меры.

Учитывая это, можно прогнозировать, что новые майские указы могут касаться некоторого повышения пенсий и зарплат бюджетников, сдерживания роста цен на  лекарственные препараты, и увеличение образовательного бюджета. Но поскольку снижение оборонного бюджета коснется сотен тысяч работников этой сферы, то такое перекладывание бюджетных средств из одного государственного кармана в другой в полном смысле реформой назвать нельзя.

Безусловно, если Алексею Кудрину удастся оптимизировать механизм государственного управления и сократить разбухший госаппарат, ему уже за это одно можно ставить памятник. Но и это не имеет никакого отношения к структурным реформам, без которых российская экономика будет полностью зависеть от мировой нефтяной конъюнктуры.

К структурным реформам я бы отнес в данном случае в первую очередь создание межотраслевых промышленных холдингов, объединяющих предприятия ВПК и нефтегаза. Это предлагал сделать еще покойный академик Дмитрий Львов. Препятствием для такого синтеза капиталов и компетенций  служат противоречащие друг другу узкоклановые интересы различных лоббистских групп, которые враждебны и непримиримы практически во всех отраслях народнохозяйственного комплекса. 

Никакой экономический рост невозможен без доступных кредитов. Рыночная экономика – это экономика кредитов. Если жесткая монетарная политика российского регулятора останется неизменной, то российская экономика будет еще более скорыми темпами дрейфовать в сторону тотального огосударствливания всех отраслей и полного вымывания малого и среднего бизнеса.  

Поэтому, переливание бюджетных средств от оборонки в социалку может дать лишь кратковременный эффект, который вскоре будет смазан высокой волатильностью мировых цен на сырье, что уготовит новым майским указам судьбу старых, так и не выполненных до конца. 

Владимир Прохватилов, Президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук

argumentiru.com