Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступая в ходе III Международной конференции “Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании” заявила, что по прогнозам ведомства, составленным с использованием больших данных, к 2029 году нехватка педагогов-предметников может составить почти 200 тысяч человек.

38

Сегодня молодые педагоги составляют всего 5,5% от общего числа учителей в России. Педагогические вузы каждый год выпускают тысячи молодых специалистов, только этот мощный поток выпускников доходит до школ тоненькими ручейками. И если в Москве более половины выпускников педагогических факультетов ищет работу в науке и образовании, то в среднем по России эта цифра значительно ниже: всего 27%. Остальные, как правило, идут на административную работу или в продажи.

Прежде всего, такое положение дел объясняется большим разрывом в заработной плате у столичных преподавателей и учителей в регионах. Если в Москве педагог может чувствовать себе довольно уверенно – при средней зарплате в 90 000 р., то сумма в 20-30 тысяч в регионах, конечно же, не является достойной оплатой труда, учитывая, что контингент в периферийных школах, как правило, довольно сложный, а давление со стороны администрации нередко превышает все допустимые нормы.

Поэтому основной контингент школьных учителей в регионах России – это женщины в районе 50-лет, которые судорожно плывут к заветной пенсии и надеются поработать еще, сколько удастся. Хотя делать это всё сложнее, поскольку непомерная нагрузка по 36 часов, горы тетрадей, всевозможные проверки и отчеты, подготовка к ГИА – всё это приводит к творческому выгоранию и полной неспособности учителя развиваться и повышать свою квалификацию.

Единственное, за что бьются педагоги – это часы, поскольку дополнительная ставка даёт возможность хоть как-то свести концы с концами. И, тем не менее, по ряду предметов наметилась серьезная нехватка педагогов, особенно по математике, информатике и иностранному языку – именно по тем предметам, которые сегодня и определяют наиболее успешные и востребованные направления в профессиональной деятельности. И те меры социальной поддержки молодых педагогов, которые существуют сегодня, не спасают ситуации: как правило, через два-три года они уезжают в поисках лучшей доли в большие города.

Сегодня надо понять одно – если в регионах будет уменьшаться количество квалифицированных педагогов, то это скажется на уровне образования и темпах развития российских регионов в целом. Хочется верить, что Минпрос недаром бьёт тревогу по этому поводу, да и поручение Президента Ольге Васильевой остаётся весьма актуальным.

Центр Ломоносова, zen.yandex.ru