Интерес к культуре провинции появился давно, но до последнего десятилетия XX в. он реализовывался лишь в рамках краеведения и местной истории. Современные исследователи исходят из того, что провинция – это культурологическое понятие, которым можно обозначить духовно-нравственное пространство жизни в нестоличных и малых городах России.
В XIX в. провинциальные центры Российской империи все активнее вовлекались в экономическое и общественное обновление, изменялось содержание духовной жизни, а феномен провинции получил культурное значение. Культурная ценность провинции стала определяться способностью создать собственный оригинальный мир на основе усвоенного просветительства, выстроить уникальное «культурное гнездо».
На протяжении многих лет выстраивание культурного гнезда в Пугачеве шло параллельно с повышением культурного уровня его обитателей. Люди, занимавшиеся культурой, старались не опуститься до уровня широких масс, а, наоборот, поднять массы на новую нравственную и культурную высоту. Театральная жизнь Пугачева была насыщенна и разнообразна. Городской театр пережил Первую мировую и Гражданскую войны, разруху, голод и в 1934 году получил статус профессионального драматического. В его составе было много актеров из второго состава МХАТа, сосланных в Пугачев то ли по политическим мотивам, то ли в результате междоусобных интриг. Как бы там ни было, но это обстоятельство позволило местному театру резко подняться в профессиональном мастерстве и обратить на себя внимание как на очень сильный творческий коллектив. Труппа постоянно находилась в разъездах. Во время войны театр внес свой вклад в Победу. Только в 1942 году труппа собрала в фонд обороны 115 тысяч рублей. В госпиталях Саратова, в городах области, в военкоматах, в воинских частях театр дал более 90 концертов, поставил 320 спектаклей. В послевоенные годы активно продолжалась творческая жизнь пугачевского драматического театра. В 1953 — 1954 году театр оказался в тяжелом финансовом положении. Он задолжал разным организациям и учреждениям за ремонт, электроэнергию, топливо. К управлению в Пугачеве уже пришли люди, которые рассматривали театр не как культурный и интеллектуальный центр, а как затратный механизм, требующий дотаций из бюджета. Ничем другим нельзя объяснить ликвидацию театра в начале 1960 года.
Но театральная жизнь на этом не остановилась. И здесь большое значение имеет роль личности в череде событий. Бывший директор пугачевского городского Дома культуры Л.Ф. Миронова с 1977 года стала приглашать в Пугачев столичных артистов. На сцене нашего ДК в разные годы выступали известные актеры В. Лановой и А. Кузнецов, Л. Сметанников и Л. Горелик, М. Казаков и многие другие. Сейчас многое изменилось, но пригласить артиста, как и раньше, не проблема. Проблема в другом. У Мироновой был вкус, который ей привили ее учителя. Именно знание дела, ответственность и требовательность старого директора ДК М.Г. Павлова заложили в ней черты, которые потом позволили почти четверть века руководить городским ДК. Невозможно себе представить, чтобы Миронова пригласила в город театральную труппу с похабным репертуаром или музыкальный коллектив с песнями лагерно – воровской тематики.
По видимому, для директора городского ДК Н.В. Разумовой подобные вещи становятся нормой. При ее попустительстве в 2012 году на главной площади города в один из праздников из динамиков зазвучала матерная брань. Тогда депутат городского Совета Д. Малетин инициировал созыв депутатской комиссии, которая пригласила для выяснения обстоятельств дела Н.В. Разумову. Когда народные избранники попросили директора объяснить случившееся, Разумова пробовала сначала свалить вину на своих подчиненных, а затем и вовсе попыталась свести скандал к проискам недоброжелателей. Не получилось. Факт случившегося на площади был доказан. Тогда показалось, что заседание совместной комиссии по вопросу сквернословия, отсутствия нормальной работы соответствующих институтов и безответственности местных чиновников от культуры – это первый значимый шаг на пути к исправлению ситуации в городе. Но дальше дело не пошло.
Стиль управления сохраняется. Уровень культуры падает. Об этом уже бьют во все колокола педагоги и деятели культуры с высоких трибун. Родившийся в лихие 90-е годы посыл о том, что «народ всё схавает» с успехом воплощается до сих пор. Пагубную роль играет циничная погоня за максимальной прибылью при минимуме затрат. Причем нравственная сторона вопроса отходит даже не на второй, а на последний план.
Привечают наши чиновники от культуры Московский независимый театр. Тот самый театр, который поразил похабщиной пугачевских зрителей в спектакле «Вий». Теперь театр анонсирует спектакль «Анна Каренина», в котором одну из главных ролей играет Анатолий Пашинин. Тот самый, что уехал после Майдана на Украину, отрастил оселедец, поехал в “зону АТО”, носил туалетную бумагу “воинам”, расстреливал мишень с изображением “Пореченкова”, а в последнем своем интервью призвал к “тотальной войне” с Россией.
Нечему будет удивляться, если вышеупомянутый спектакль в скором времени приедет и к нам. Но хочется надеяться, что пугачевцы на него не пойдут, просто потому, что мы воспитаны на других примерах. Возможно, местная власть наконец-то прозреет и поймет, что культуру в массы должны продвигать люди, способные различать, что такое хорошо, а что такое плохо.
С. Вершинин