Пугачевское грузовое автотранспортное предприятие было крупнейшим предприятием города. За всеми добрыми начинаниями и поступками всегда стоят имена. С этим предприятием неразрывно связано имя Анатолия Федоровича Дубового.

Сам Дубовой – деревенского корня. Родился в селе Чурины за год до войны. Сначала была семилетка. Потом селезнихинская средняя школа. После школы год работал трактористом и комбайнером, а тут подоспела повестка в Армию. Служил на подводной атомной лодке командиром радиотехнического отделения. При первом испытательном погружении тяжело билось сердце. То ли от страха, то ли от волнения. Вскоре погружения вошли в привычку, в обыденность. «Мы можем по году плевать на погоду» пел любимец народа. Действительно, когда наверху штормило, под толщей воды – тишина и покой.

Дубовому предлагали остаться на Флоте и, наверное, из него вышел бы хороший командир. Но неуемно тянуло домой и, оставив возможную блестящую карьеру на берегу океана, вчерашний старшина второй статьи укатил в родные края.

Он не знал, откуда сидит в нем тяга к знаниям. Чтобы окончить десятилетку, каждый день ходил в школу пешком за 11 километров. В общем, постигал науки всю жизнь, даже когда вышел на пенсию. А после службы на флоте, конечно, только в институт. Он тщательно готовился и легко сдал экзамены в саратовский политехнический институт на автомобильный факультет. Стипендия была мала, и, чтобы свести концы с концами, ночами разгружал вагоны на железнодорожной товарной станции. Так подрабатывают все студенты, кто мало обеспечен, кто не желает тянуть рубли с родителей.

К тому времени отец и мама переехали из Чуринов в Пугачев, и все каникулы студент проводил в городе, привыкал к нему. Летним вечером в парке Дубовой встретил свою судьбу. Валентина тоже приехала в Пугачев на каникулы. Училась неподалеку, в Энгельсе, в институте торговли. Через год сыграли свадьбу. А еще через год молодого специалиста Дубового направили по распределению в Куйбышев. Переехали всей семьей вместе с маленькой дочерью Натальей.

Анатолий Федорович работал инженером – конструктором на авиационном заводе. Он думал остаться в большом городе, но ничего не вышло. Бытовая неустроенность тянула в Пугачев. В Куйбышеве было накладно жить на съемных квартирах, а очередь на жилье двигалась со скоростью черепахи.

В 1969 году Дубовые переехали в Пугачев, где практически сразу получили жилье. Анатолий Федорович устроился инженером – конструктором в ИТК-17. В то время здесь функционировал литейный цех, который выполнял госзаказы колхозов на изготовление запчастей для сельскохозяйственной техники

В 1972 году по решению горкома партии, которая правила всем, Анатолий Федорович был переведен в автоколонну 11/80 главным инженером. Предприятие давало городу 1100 рабочих мест. На инженере Дубовом лежала вся техническая работа. Он делал ее хорошо, умело и через семь лет возглавил автоколонну. За многие годы, что возглавлял предприятие и обеспечил его развитие, Дубовой впоследствии был удостоен звания «Почетный работник автомобильного транспорта Российской Федерации».

«Новая метла по – новому метет» – это не о нем. Но и топтаться на месте Дубовой не думал. Он обновлял производственную базу. Появились новые цеха- токарный, цех для прогрева машин зимой. Анатолий Федорович заключил договор со строительными организациями. Сотрудники автоколонны стали получать жилье. В том же году была построена собственная котельная, которая отапливала все производственные и бытовые помещения. По инициативе директора на базе автоколонны были созданы врачебные кабинеты – терапевта, невропатолога, стоматолога, гинеколога, кроме того, был открыт кабинет физиотерапии. Появилась баня, сауна, парикмахерская, прачечная, теплица, собственный магазин. Не для себя делал – для людей. Предприятие обзавелось подсобным хозяйством: сто бычков на откорме и 20 коров. Это молочное стадо. Обустроил пасеку на сто пчелиных семей. Продукты шли к рабочему столу, в рабочие семьи.

1989 году Дубовой был избран председателем горисполкома. По нынешним меркам – это мэр Пугачева. Работал в должности до упразднения советов, вернулся на родное предприятие.

В середине 90-х годов Пугачевское автотранспортное предприятие переживало не лучшие времена. Стало меньше заказов на перевозку грузов, начались сокращения работников. Анатолий Федорович планировал сократить автопарк, создать минипредприятие, однако у предприятия появился новый хозяин, и вскоре организация была объявлена банкротом. Дубовой к тому времени ушел на пенсию. Не мог смотреть, как в одночасье рушится дело, которое он создавал десятилетиями.

В 2004 году Анатолий Федорович был приглашен агентом – менеджером в страховую кампанию «Уралсиб». Несмотря на возраст, он быстро освоил компьютер, разобрался в тонкостях страхового бизнеса и удачно повел дело. Талантливого человека куда ни поставь – он везде работает хорошо.

Сейчас Дубовому 73 года, он на заслуженном отдыхе. Он по-прежнему полон сил, интересуется политикой, читает местные газеты. Есть у супругов Дубовых добрая традиция. Каждый вечер они отправляются на прогулку по вечернему городу.

Дочери Наталья и Галина получили высшее образование. У Дубовых трое внуков. Старший Максим выбрал для себя профессию политолога. В этом году он оканчивает саратовский ВУЗ. Внучка Юлия – студентка третьего курса Поволжской академии госслужбы. Младший внук Никита в этом году заканчивает 11 классов. Семья Дубовых часто собирается вместе. Анатолий Федорович такие семейные встречи очень ценит.

И. Мнекина

На снимке: А. Дубовой

Вам на заметку:

Если у вас началась катаракта, то раннее начало лечения катаракты, с Ювиленс может полностью приостановит развитие заболевания, а также избавить от дискомфорта в зрении.