Самые ранние оседлые поселения в окрестностях Пугачева существовали 8-10 -тысяч лет назад. Археологи относят их к позднему периоду каменного века. А самыми древними и поныне живущими здесь жителями являются башкиры. Они поселились на Иргизе и Камелике тысячу лет назад. Многие местные географические названия произошли от корней башкирского языка – Иргиз, Камелик, сырт и т.д. Перелюбский краевед Ю.Бычков в 2006 году в соавторстве с доктором наук Ф. Рашитовым издал книгу «Башкиры на Камелике». Это захватывающее, интересное и познавательное произведение. Книгу сейчас невозможно найти. Она разошлась стремительно. Только немногие экземпляры хранятся в общественных библиотеках. После издания третьей книги о Перелюбском районе Ю. Бычков намерен в дополненном варианте издать и «Башкиры на Камелике».

В тридцатых годах XVII века в наши края забрели кочевники – калмыки, вытеснив ногайцев – одну из ветвей разгромленной Золотой Орды. Между калмыками и башкирами началась борьба за пастбища. В это время здесь появились первые русские. Они бежали от произвола из центра России.

Поначалу «гулящие люди» обосновались в низовьях Волги. Они образовали «понизовую вольницу» или волжское казачество. Часть казаков проникла на Яик (река Урал). Они основали там в конце XVI века Яицкий городок, ныне г. Уральск. Казаки занимались главным образом охотой и рыболовством, а некоторые – грабежом купеческих и казенных судов на Волге. Волжские и яицкие казаки посещали и прииргизные степи.

Временными обитателями наших краев были в XVII столетии еще и рыболовы – крестьяне, крепостные Ново-Спасского и московского монастыря. В 1632 году царь Михаил Федорович «пожаловал» этому монастырю «Саратовские Иргизские рыбные ловли» на Волге за 20-рублевый годовой оброк. В старину Иргиз изобиловал рыбой, и, прознав про это, монастырь в 1653 году выхлопотал у царя Алексея Михайловича новую жалованную грамоту. Так весь бассейн Большого Иргиза вместе с Малым был отдан Ново – Спасскому монастырю.

Но монастырь, посылая свои рыболовецкие ватаги на Иргиз, не имел возможности основать здесь постоянные поселения своих крестьян из-за постоянной опасности набегов кочевников. Однако, в 1699 году монастырь поселил своих крепостных против устья Большого Иргиза на реке Волге, основав слободу Малыковку (ныне город Вольск), а также слободу Терсу. Крестьяне этих сел в 1710 году свидетельствовали перед правительством, что на левой стороне Волги земли «остались не меряны и не межеваны, потому что по степи калмыки и башкиры кочуют зимовьями, а русских людей жилья нет».

В другом документе сообщается: «тех земель за Волгою на луговой стороне межевать невозможно: живут в той их округе по реке Иргизу калмыки и башкирцы воровскими кочевьями и зимуют и за зверьем ходят и их (т.е. крестьян) колют и грабят…, а вокруг той земли дикая степь и жилья ничего нет».

Эти свидетельства, однако, не совсем справедливы. Вся наша степь тогда была «дикая и пустая». Конечно, существовала опасность от кочевых калмыков и башкир. Однако утверждения об отсутствии жилья русских людей неверны. Для этого у малыковцев были свои причины.

В истории нашей Родины XVII век характерен как век широких народных движений: восстание под предводительством Болотникова, ряд восстаний горожан, крестьянская война под руководством Степана Разина. В 1668 году начался раскол в русской православной церкви. Раскольничество сыграло большую роль в истории нашего края в XVIII и отчасти в XIX веках.

Внешним поводом раскола было то, что патриарх Никон ввел некоторые новшества в церковные обряды. С точки зрения современных людей, эти изменения несущественны. Но в то время они вызвали резкий протест среди множества верующих.

Старообрядцы были преданы «анафеме», т.е. проклятию. Началось их преследование гражданскими и церковными властями. Люди старой веры, спасаясь от преследований, бежали на окраины России и за границу. С конца семнадцатого века беглые появились и на Иргизе. Их приток усилился при Петре I.

Тысячи людей убегали от податей, недоимок, от рабства. Тогда – то и проторилась «сиротская дорога» вдоль Иргиза на Яик и Узень беглыми раскольниками, крепостными, колодниками, солдатами. Немало их осело и на Большом Иргизе. Вот почему малыковцы, испытывая симпатии к беглым, в правительственных донесениях указывали, что русских поселений на Иргизе нет.

Подготовлено по материалам краеведа А. ЖУРАВЛЕВА

Вам на заметку:

Хотите купить дешевый диван в СПБ , но не знаете где? По указанной ссылке вы найдете множество достойных предложений по умеренным ценам.