В Совете Федерации РФ прошел круглый стол по вопросам регулирования технического обслуживания (ТО) внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО/ВКГО).

54315134
Фото: koptevo.mos.ru

В связи с чем мною были направлены соответствующие обращения в адрес Правительства РФ, Минстроя, Минэнерго и ФАС России, затронувшие несколько наиболее обсуждаемых вопросов в сфере техобслуживания ВДГО/ВКГО, возникших после вступления в силу с 01.09.2023 года Федерального закона от 18.03.2023 № 71-ФЗ “О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона “О газоснабжении в Российской Федерации” и Жилищный кодекс Российской Федерации”.

Минстрой России решил поправить Методику расчета платы № 387/пр из-за которой взлетели цены на обслуживание газового оборудования во всех регионах. Однако, если к проблеме подходить комплексно, то явно наблюдается необходимость реформирования всей газовой отрасли.

Однозначно, наделение газораспределительных организаций исключительным правом на осуществление деятельности по ТО ВДГО/ВКГО порождает возникновение признаков субъекта естественной монополии и в этой сфере деятельности, а, значит и обязанности введения государственного ценового регулирования. Поэтому изменение положений Методики расчета стоимости ТО не является заменой тарифного регулирования. Более того, деятельность по ТО газового оборудования для газораспределительных организаций не является основной. Следовательно, её доходность не может быть выше основной деятельности.

Кроме того, решение о наделении исключительным правом газораспределительные организации является ошибочным, поскольку они не обладают необходимым и достаточным материально-техническим ресурсом и не могут создать его в кратчайшие сроки. В свою очередь наделение этим правом только по факту владения трубы, не обеспечивает для населения организации безопасного содержания газового оборудования. 

Принятое нормативное правовое регулирование, ставящее в зависимость специализированные организации от обязательного владения газораспределительными сетями, не может достигать цели обеспечения безопасности эксплуатации системы газоснабжения в многоквартирных и жилых домах. Это неверная позиция. Безопасность содержания ВДГО/ВКГО достигается только качеством услуги, которым обладают и иные специализированные организации, не являющиеся газораспределительными. Услуга для потребителей должна быть доступной и возможной. В конечном итоге за оказание услуги, не соответствующей требованиям безопасности любой субъект несет ответственность (ст. 238 УК РФ), допустивший нарушение.

В настоящее время зреет массовая социальная напряженность среди населения не только из-за безосновательно взлетевшей её стоимости. Так, например, в Саратовской области на услугу замены газового счетчика надо записываться на месяц вперед. Тоже самое касается и замены газового оборудования из-за отсутствия необходимого количества сварщиков. Нет соответствующих специалистов, готовых ремонтировать различные типы газовых котлов. А впереди зима.

Вытесняя с этого рынка другие хозяйствующие субъекты, наделенные правом выполнения газоопасных работ, совершается глобальная ошибка в реализации задачи оказания качественных, доступных услуг потребителям, а также обеспечению организации безопасности содержания ВДГО/ВКГО.

Привлечение иных организаций на субподряд экономически не выгодно, порождает условия коррупционности и отсутствие доступности населению соблюдения требований безопасности.

Практически деньги у ГРО с минимальным уровнем затрат появятся из кошельков потребителей, а качество услуги по-прежнему останется спорным.

Услуга газоснабжения является коммунальной и обязана быть безопасной. Было бы правильным решением оплату за услуги по ТО газового оборудования в рамках минимального перечня включить в расходы на поставку газа.

В связи с чем считаю, что созданный за прошедшие годы имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа в настоящих реалиях требует реформирования. Ранее выстроенная система самостоятельности добычи газа, его реализации, самостоятельности его транспортировки, хранения и поставки была более эффективной. Не было лишних надстроек управления, а это очень большие экономически неоправданные расходы.

Следует добычу газа и его транспортировку, хранение и поставку разграничить на два вида деятельности. Надстройка в виде поставщика газа, которая создавалась для целей ликвидации задолженности неплатежей, изжила себя.

Таким образом, перед отраслью стоят задачи в совершенствовании правового регулирования в части разграничения (реформирования) деятельности добычи газа, его транспортировки, хранении и поставки до потребителя, включения услуг ТО в объеме минимального перечня в расходы поставки газа и допуска на этот рынок иных специализированных организаций, не являющимися газораспределительными, для целей оказания услуг по ремонту, замене газового оборудования. И этой будет правильным решением. В противном случае отрасль и сама не справится с поставленной задачей и уничтожит иные хозяйствующие субъекты, работающие на этом рынке. Считаю, что газовой отрасли требуется срочное реформирование. Вот такие задачи мною предложены для решения федеральным структурам.

Н. Караман