Статистика подтвердила: дистанционка и ЕГЭ убивают наших детей. Страшные цифры обнародовала детский омбудсмен Мария Львова-Белова: за последние три года в России на целых 13% увеличилось число подростковых суицидов. Угрожающе звучит уже само это словосочетание, в котором сплелись воедино смерть и детство. Но, увы, это жестокая правда – на детей оказывается непомерное давление.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам детей Мария Львова-Белова обнародовала статистику – число подростковых суицидов возросло на 13 процентов. Но сыграли здесь свою негативную роль и другие цифры – такой большой рост детских суицидов произошёл всего за три последних года. Версию о том, что эту страшную тенденцию усилила дистанционка, поддерживают многие эксперты. Дело в том, что многие педагоги не смогли правильно перестроиться под этот процесс, а некоторые и того больше – начали чрезмерно перегружать детей заданиями, полагая, что обучение на дому даётся легче. Иллюзорность этой идеи подтверждает статистика от обмудсмена.
Цифровизация, дистанционное обучение и постоянная муштра перед единым госэкзаменом – факторы огромного риска для детей, обременённых необходимостью подготовки к ЕГЭ.
Чиновники кинулись искать пути решения этой проблемы, но, как обычно, разбрасывать камни – не лучшая идея. Основное, на что делают упор общественники и власть имущие, – попытка обеспечить детям цифровую безопасность. Мария Львова-Белова приняла участие в рабочем совещании проекта ОНФ “Защита социальных прав граждан”, на нём она с коллегами обсудила проблему правовой грамотности детей и подростков в информационном пространстве. Царьград ранее уже писал о том, что о проблеме цифровизации образования уже говорят на самых высоких уровнях. Выдвинута инициатива, авторы которой хотят ввести мораторий на повсеместную “цифру” в школах. И речь здесь не только про опасный контент, суть проблемы сводится к серьёзным когнитивным изменениям у детей, связанным с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс.
Нашими правоохранительными органами ведётся постоянная работа по выявлению и блокировке сайтов, групп и сообществ в социальных сетях, которые несут вред детской жизни и здоровью. Но темпы блокировки не всегда поспевают за темпами создания всё новых таких групп и ресурсов. Надо обращать внимание родителей на то, что их дети состоят или интересуются опасными группами и темами. Как показывает практика, многие родители не знают, чем интересуются их дети, что они читают, на кого подписаны, – говорит весьма очевидные вещи омбудсмен.
Психолог Андрей Гаврилов рассказал, что ЕГЭ и дистанционка пусть и не единственные, но часто встречающиеся причины депрессий у подростков.
Существует множество исследований о том, что самая главная защита для подростков и для детей от суицидов – это обширная социальная сеть. То есть чем больше у них контактов в их среде, тем меньше вероятность того, что они совершат суицид. В этом смысле на это больше влияет дистанционное образование, ведь дети при таком формате меньше общаются со своими друзьями, социальные связи у многих при этом рушатся, – сказал психолог.
По мнению эксперта, соцсети и приложения не могут стать полноценным аналогом настоящей социальной общности. Конечно, они дают возможность объединяться в группы по интересам и даже находить новых знакомых. Но тут же есть и минусы – в этих же соцсетях подростков поджидает множество опасностей, в том числе они могут стать жертвами токсичной переписки или подписаться на группу с потенциально деструктивным контентом. Специалист уделил особое внимание тому, что работа психологических служб в школах поставлена весьма формально. Для того чтобы у ребят не возникало плохих мыслей, нужно занимать всё их свободное время – в этом случае очень помогают командные виды спорта.
Сама система образования резко изменилась за последние 15–20 лет. Раньше в старших классах система была направлена на развитие творческой активности подростков, а сегодня это всё направлено на чистую выработку механизмов. И любая механизация, внедрение компьютерной техники, цифровых технологий приводит именно вот к такой роботизации образовательного процесса, к сдвигу психики, это очень опасное явление, потому что когда человека с ещё не сформировавшейся и неустойчивой психикой начинаются какие-то атаки, он становится неуравновешенным, порой агрессивным. Многие эксперты наблюдают, что во время промежуточной аттестации и ЕГЭ у подростков внутри происходит нагнетание и нервные срывы.
Главное, считает эксперт, видеть в детях людей, пусть и маленьких. А с людьми, как мы знаем, принято считаться. Относиться к подростку как к личности, давать ему свободу самовыражения, доверять ему и любить, даже если он не сдал экзамен, – главное условие благополучия и дальнейшего позитивного движения. Есть ещё один способ наладить ситуацию. Подростку важен значимый взрослый, ориентир, своеобразный маяк, который сможет провести его через жизненные перепетии. Безликий психолог эту помощь оказать не сможет. И тогда перед нашим образованием встаёт фундаментальная проблема – возврат в школы института авторитетного и уважаемого учителя, образца для подражания и кумира юношества. Задача не из лёгких, но это цель, к которой нужно стремиться.
Р. Малиновская