Мы представляем вниманию читателя еще один очерк московского журналиста Геннадия Михеева, написанный семь лет назад во время поездки по Пугачевскому району.

Некорректно человеческие проблемы мерить категориями, к примеру, химии. Тем не менее для того чтобы в конкретном населенном пункте жизнь начала налаживаться, необходим порой маленький толчок, “катализатор”. Говоря иными словами, нужен всего-то один человек, подвижник, который заявит: “Ребята, айда за мной родину выручать!..” “Деревня, глушь, Саратов…” В эти поэтические рамки вполне вмещается село Клинцовка, приютившееся среди заволжских степей, в 300 верстах к северо-востоку от Саратова. Через село протекает речка Малая Чалыкла, которую “водной артерией” назвать затруднительно, ибо водой речка наполняется только весной, после таяния снегов. Большую часть года по дну реки можно гулять… Да… люди по сути живут в малопригодной для жизни пустыне. Зимой – морозы за 40, жуткие ветра. Летом – зной под 50, который по счастью помогают пережить все те же степные ветра. Впрочем, люди как-то приучились обуздывать стихии и вполне достойно переживают дни невзгод. А случаются здесь и весьма комфортные дни, когда душа на буйство природы не нарадуется! Важно лишь уметь радоваться хорошему и стойко переносить плохое… Здесь при советской власти был совхоз-миллионер, а ныне его нет. Правда, здешние земли в нынешнем году взялся поднимать один очень сильный инвестор, живущий в районном центре. Но все еще только в зачаточном состоянии; пока в Клинцовке царит безработица, молодежь уезжает, число учеников в школе стремительно сокращается… Тем не менее Эльвира Ивановна Агеева убеждена в том, что ее совместный с сестрой Татьяной Ивановной и детьми вклад явился тем самым “катализатором”, в результате которого село оттолкнулось от дна и в сердцах людских наконец-то затеплилась надежда на лучшее.
Чем, в сущности, знаменита Клинцовка? Да мало чем. Здесь однажды останавливался поэт Пушкин (он ехал в Оренбург собирать материалы для “Истории Пугачевского бунта”). Но Александр Сергеевич много где бывал, “отметой” о его посещении одного из тысяч сел не отличишься. Еще в Клинцовке некоторое время находился штаб дивизии Василия Ивановича Чапаева, а также жила его семья. Но тогда такая нехорошая история вышла. Пока красный командир пропадал на фронтах, его супружница Пелагея заимела роман со смазливым интендантом. Чапай, вернувшись домой внезапно, как в пошлом анекдоте, застал свою Пелагею в объятиях тыловой крысы. Последовал
разрыв. Ну, разве построишь на таком событии, к примеру, познавательный туризм? Да и вообще – разве в этом дело? Нужно начинать с творческого подъема в самих селянах, в пробуждении у них надежды.

Край родной

Эльвира и Татьяна – сельские работники культуры. Татьяна является директором Дома культуры уже 45-й год; в ее трудовой книжке только одна запись. Завидное постоянство! Хотя, что интересно, по профессии она – агроном. Судьба Эльвиры украшена была несколькими крутыми поворотами, и под “крыло” сестры она попала в результате жизненной драмы. Если говорить о недавнем клинцовском “культурном проекте”, начиналось все со статистики. В позапрошлом году в Клинцовке родилось 15 детей, умерло – 40 человек. Прошлый год подарил селу 17 малышей, но и забрал 41 клинцовца. Это тревожно, ведь такая дурная “цифирь” довлеет над селом третий десяток лет. Задумались Эльвира с Татьяной – и пришли к выводу: “Мы должны спасать село. Мы – частичка большой России, и пусть у нас появится эпицентр спасения!” Но все это звучит шибко красноречиво, пафосно. На абстрактном патриотизме в светлое будущее не выедешь. Вот здесь-то нужно рассказать подробнее о семье Агеевых.

Если Татьяна всю свою жизнь прожила в родном селе, Эльвира довольно-таки много поскиталась по стране. Всего их, Агеевых, было у родителей пятеро. Одна сестра умерла в детстве. Заболела воспалением легких, а пенициллина в селе не нашлось. Еще одна сестра, Валентина Ивановна, проживает в Подмосковье. И брат, Александр Иванович, – москвич. Александр Агеев – подлинная гордость семьи. Став еще в детстве инвалидом, он смог закончить с отличием престижный столичный ВУЗ, а теперь возглавляет один из научных институтов, является доктором наук, а также имеет генеральское звание. Приезжают “московские” брат с сестрой нечасто – оправдываются тем, что
слишком много работы. Но, когда звонят, не скрывают, что Клинцовка снится чуть не каждую ночь. Ну, и о здоровье мамы, Марии Ивановны, беспокоятся; она в преклонном возрасте и частенько болеет. Отец, Иван Васильевич, жаль, немного прожил. Он был инвалид, во время войны ему руку оторвало. Но – одной рукой! – отец строил дома,
ложил печи, крыши крыл! И труд его был очень даже востребован. Татьяна с Эльвирой – юмористы “по жизни”. Они создали в селе “клоунскую” комик-группу под названием “Пенал”. Взяли себе сценические псевдонимы: Эльвира – “Ручка”, Татьяна – “Фломастер”. Есть еще в самодеятельном коллективе “Точилка” и “Циркуль”.
Комик группа занимается тем, что творчески осмеивает все, что на Родине творится. Разваливался совхоз – устроили ему веселое “отпевание”. Да так, что районные власти участников “Пенала” хотели… репрессировать. То есть примерно наказать – за правду про развал  сельского хозяйства! Но наши героини даже на “ковре” у начальства принялись отстаивать право на свободу слова. Ну, и куда их из Клинцовки, самого отдаленного села района, пошлют? Факт, что случились “репрессии” уже в нашем, третьем тысячелетии. Нельзя сказать, что село опустилось полностью; все же нашлись четыре мужика – Занозин, Слуницин, Сапрыкин и Русаков, которые основали фермерские хозяйства и принялись трудиться самостоятельно. Ну, и инвестор, фамилия которого Голубев, подоспел с помощью.
“Пенал” не только критиковать горазд: случился подъем – женщины придумали новые комиксы, освещающие процесс возрождения.
Главный юморист и поэт-сочинитель частушек – Татьяна. И это несмотря на то, что эта удивительная женщина похоронила мужа и одного из сыновей. В Доме культуры работает второй сын Татьяны, Даниил (он завхоз). А также сын Эльвиры Максим (водителем, оператором и… хореографом). Здесь, можно сказать, оформился целый семейный “клан” Агеевых. Но, если посмотреть с иного ракурса, – “Агеевское созвездие”… Творческим человеком был дедушка Татьяны и Эльвиры, Иван Васильевич Новиков. Он был актером Саратовского драмтеатра и взял себе сценический псевдоним “Кларский”. Но однажды бросил профессиональную сцену и поехал с семьей в саратовскую глубинку. Здесь, в Клинцовке, основал народный театр, духовой оркестр. В 30-е годы попал под репрессии, 7 лет его жизни отнял Гулаг. Умер же и похоронен Иван Новиков-Кларский в далеком Самарканде. Наверное, в деде внучки и внук черпают
свой богатый творческий потенциал.
И Эльвира, и Татьяна с детства мечтали о творческом занятии. Если Татьяна, после того как выучилась на агронома, сразу подалась в работники культуры, Эльвира с выбором стези помучилась изрядно. Первого мужа Эльвиры звали Геннадий, и познакомились они на первом курсе Саратовского университета. Как молодые специалисты, супруги поехали в глубинку, в село Дергачи – учительствовать. После переехали на Украину. Там, в городе Никополе, Эльвира работала директором заводского музея, который она, собственно, и основала. Муж выбился в профессоры. Но через полтора десятка лет совместной жизни супруги разошлись. Как это ни смешно, “по идеологическим соображениям”. Тогда на Украине началась политика украинизации, а все русское власть стала притеснять. Муж встал на сторону властей, а Эльвира почувствовала какую-то неясную “духоту”; до боли захотелось домой, в Клинцовку. Село хоть и в почти безжизненной степи стоит, зато здесь хранится истинно русский дух.

Край родной 1

Эльвира не поленилась даже вернуть себе родовую фамилию – Агеева. Детей с бывшим мужем разделили. Старший остался с отцом, младший вернулся в Россию. Здесь Эльвира нашла второго мужа, которого по странному совпадению тоже зовут Геннадием. Он намного старше Эльвиры, но выглядит молодцом и очень трудолюбив. А вообще он брат безвременно ушедшего мужа Татьяны, так что и здесь родственные связи переплелись. С Геннадием “вторым” они держат много скотины – еще недавно у них было две коровы, но, когда заработал “культурный проект” (который отнимает слишком много сил и времени), одну из коров отдали сыну, Максиму. У него молодая семья, жена Людмила – учитель математики и информатики в Клинцовской школе, есть дочурка, а как с ребеночком без скотины? А Татьяна до сих пор держит аж трех коров! В Клинцовке, даже когда с совхозом беда случилась, те, кто не спился, как раз скотиной и спасались. Да и сейчас спасаются, ведь до полноценного выхода из кризиса Клинцовке ой, как далече!
Недавно Татьяна с Эльвирой одержали победу на областном конкурсе проектов. Их проект назывался: “Точка опоры – семья”. Получили довольно приличный грант, 40 тысяч. Вообще, проблем у Дома культуры много: и отопление не налажено, и стены подгнивают, и крыша течет. Но женщины, посоветовавшись с детьми, решили приобрести… мультимедийный центр. Сестры пришли к выводу, что жители далекого от больших городов села не должны чувствовать своей ущемленности; пусть каждый узнает, что такое “мультимедиа” и какие удовольствия с ее помощью можно получить. Помогла, конечно, Людмила, ведь она – опытный компьютерщик. И знаете: клинцовцы прониклись и с большим удовольствием стали ходить в Дом культуры. Вообще, если говорить честно, начался проект с обычной бюрократической “заморочки”: из районного отдела культуры в сельские культурные учреждения поступила разнарядка: придумать какую-нибудь инновацию. Вначале сестры созвонились с братом-москвичом и узнали, что такое “инновация”. Оказалось, это не страшно; по крайне мере, ни землю, ни дома отнимать не будут (а то ведь в глубинке всего боятся, тем более – “инноваций”, которые выражаются в скупке за копейки крестьянских земель…). Начальство требовало какую-нибудь свежую идею. Идей-то у Татьяны Ивановны и Эльвиры Ивановны всегда было в достатке. Но, когда сестры призадумались глубже, получалось, что все они в сущности обычные: праздники, кружки, народные ансамбли… Но как-то неожиданно возникло: “А не создать ли нам музей… семьи!”
Взять семью Агеевых. Хотя себя хвалить как-то не принято, все-таки Агеевы довольно много для села сделали. А разве другие семьи плохие? Составили план: устроить праздники-чествования семей из родного села под общим мотивом: “Точка опоры – семья”. Разве плоха семья врачей Кунициных? А как славится своими спортивными достижениями семья Кужебердиновых! А сколько хорошего сотворила для Клинцовки семья педагогов Золотых (фамилия у них одна чего стоит…)! У сестер долго ничего не залеживается. И намеченные праздники были проведены – да так, что в немаленьком зрительном зале Дома культуры яблоку негде было упасть. Провели и встречи по интересам, например: “Семью сплотить сумеет только мудрость книги” (дискуссия о нужности книги), “Золото семейной жизни (чествование “золотых” юбиляров), “Мы – молодые хозяева земли” (встреча владельцев молодежных подворий со специалистами в области сельского хозяйства и реализации нацпроектов). Оказалось, людям интересно все, что касается их личной жизни, а так же судьбы села. И если честно, народ, в общем-то, равнодушен к тому, что насаждается сверху. А что может быть понятнее и ближе чисто семейных проблем? Это поняли и в Саратове, когда судили множество проектов из разных сел. “Клинцовский” проект победил еще и потому, что создан он был не для отписки, не для подобострастного рапорта “наверх”, а для спасения села. И каждая строчка в нем струилась искренностью,
душевностью. Грешно подобное не поощрять! Вот слова из проекта: “Мы хотим воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за свою землю, свое село, воспитывать желание остаться на своей родной земле, продолжая дело своих отцов и дедов. Предпочтение мы отдаем не развлекательным мероприятиям, а больше работаем на внутренние потребности человека во внимании, человеческом отношении, на пробуждение творческого состояния”.
Сам “Музей семьи” пока не создан, ибо почти весь грант ушел на мультимедийный центр. Но экспонаты для музея уже есть. И уже (силами, конечно, Людмилы) создается интернет-страничка “Семья будущего – какая она?” Интересно, что фамилия Агеевых в переводе с древнееврейского звучит как “праздничный”, торжественный” (ибо фамилия произошла от имени Аггей). Сестры умеют устроить жизнь действительно праздничной и достойной. Может, и взаправду они смогли совершить невозможное: через культуру подняли уровень жизни…
Народ-то стал получше одеваться, дома ремонтировать. А для этого надо больше скотины держать, огороды увеличить… Коллеги, культработники из других сел стали посматривать в сторону Клинцовки с некоторой завистью. Село-то действительно становится эпицентром духовного возрождения!
Что интересно: инвестор, пришедший на клинцовскую землю, понаблюдал, как сестры Агеевы самоотверженно бьются за спасение села, и сам предложил починить в Доме культуры крышу. За свой счет! Он понял, что настроения в еще недавно “безнадежной” Клинцовке переменились в сторону надежд и народ как-то больше стал верить в свои силы. Даже капиталисту приятнее работать с теми, кто себя уважает.

Фото автора