Жители России страдают от регулярных коммунальных аварий — трубы для водо- и теплоснабжения многих домов не меняли со времен СССР, и срок их службы давно прошел. Степень износа становится настоящей угрозой — в некоторых случаях даже смертельной. В регионах годами говорят о катастрофе в ЖКХ, однако найти решения не могут. Теперь же модернизацию хотят ускорить, исправив проблему многотриллионного дефицита вложений.

456543
Фото: https://gorod-tv.com/

Хронический недуг
Мы не добьемся реальных изменений в повышении качества услуг ЖКХ до тех пор, пока все это хозяйство висит на старой, обветшавшей инфраструктуре. Можно, что называется, по-разному расставлять стулья, принимать разные решения, но если, грубо говоря, трубы гнилые, ничего принципиально не изменится.

Согласно исследованию Фонда общественного мнения (ФОМ), главной проблемой в сфере ЖКХ для россиян оказалось низкое качество услуг в сочетании с неоправданно высокими тарифами. Проблема гнилых труб не только сказывается на уровне жизни граждан, но и представляет прямую опасность для их жизни и здоровья — более половины аварий и инцидентов в ЖКХ в России приходятся на водоснабжение.

Из-за нарушения целостности труб падает качество водопроводной воды и теряется почти четверть ее объема после очистки на станциях водоподготовки.
Масштабный коммунальный кризис ожидали еще в начале 2000-х. Массовая прокладка коммуникаций в российских городах происходила в 1960—1980-е годы во время активной урбанизации, а средний нормативный срок службы установленных тогда стальных труб — 25 лет.

В целях экономии
Эксперты объясняют сложившееся в отрасли положение двумя основными факторами: недофинансирование и замена изношенных труб на некачественные. Для обновления инфраструктуры зачастую используются полимерные трубы с добавлением непроверенного пластика из вторсырья или стальные трубы, уже бывшие в употреблении.

Успешные промышленные предприятия обычно стараются поддерживать сети в удовлетворительном состоянии и обновлять их в срок, а старые трубы после чистки и ремонта нередко попадают на рынок под видом новых.

В 2017 году вторичное использование труб на водопроводе, канализации и большей части сетей теплоснабжения запретили, такие материалы стали приравнивать к отходам. Тем не менее, сотни километров таких труб уже лежат в земле.

В августе 2021 года председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин объявил об «абсолютном износе инфраструктуры» ЖКХ на уровне 60-70 процентов в среднем по стране.

Аналогичную оценку в марте того же года привел вице-премьер Марат Хуснуллин, а заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева называла и вовсе катастрофическую цифру в 80 процентов.

Народные деньги
При этом на протяжении всей истории современной России сфера ЖКХ характеризуется парадоксальным сочетанием двух тенденций — хронической недофинансированности и стремительного роста тарифов для потребителей. К примеру, с 2000 года россияне стали платить за коммунальные услуги в 13 раз больше по сравнению с 1991 годом, а с 2005 по 2020 год тарифы выросли примерно в 19 раз.

Дело в том, что до развала СССР граждане оплачивали лишь около 4 процентов стоимости потребляемых жилищно-ком­мунальных услуг. Становление на территории бывшей РСФСР рыночной экономики сопровождалось и постепенным переводом на рыночные рельсы тарифов ЖКУ — в 2005 году на россияне оплачивали уже 85 процентов стоимости услуг. Населению приходилось платить все больше, но качество ЖКУ оставляло желать лучшего.

При этом срок службы большинства коммунальных сетей истек еще в середине 2000-х, и на модернизацию инфраструктуры ЖКХ требовались значительные финансовые средства. Регионам на эти цели средств не выделяли, организации коммунального комплекса тоже не могли заплатить за ремонт труб, так как работали в условиях госрегулирования тарифов.

Единственный выход
Концессии не принесли ощутимых результатов: деньги не вкладываются, практически нет заемных средств, соглашения не выполняются. Теперь в правительстве признали, что финансирование ЖКХ — не черная дыра и не просто затратный проект, а вклад в экономику регионов, рабочие места, рынки сбыта для отечественных производителей, налоги в местные бюджеты. Тем не менее, выделенные на обновление инфраструктуры в 2021 году 150 миллиардов рублей оказались недостаточной суммой.

Признать ответственность
Эксперты едины во мнении — без господдержки эффективно обновлять инфраструктуру ЖКХ невозможно. Если власти не будут финансировать модернизацию, через 20–30 лет от сетей ничего не останется. Чтобы механизмы модернизации работали эффективно, властям необходимо побороть монопольность и коррумпированность рынка.
Особенно актуальна проблема для дальних регионов и сельской местности, где властям предстоит большая работа по модернизации инфраструктуры.

Некоторые россияне по-прежнему вынуждены жить в условиях полного отсутствия какой-либо инфраструктуры, даже изношенной: по данным Росстата, 26 процентов домохозяйств живут без горячей воды, 14 процентов — вообще без воды, еще 12 — без отопления. Эксперты надеются, что новые гибкие инструменты финансирования позволят привлечь капитал, как в больших городах, так и в малых населенных пунктах — впереди масштабная борьба с прогнившими трубами на всей территории страны.

С. Ермакова, lenta.ru