В гостях у «Пугачевского времени» директор Пугачевского автотранспортного предприятия Артем Сергеевич Подовинников

P1020068

– Вы стали директором ПАТП относительно недавно, что предшествовало должности руководителя?
– Трудовая деятельность началась достаточно рано. Будучи студентом заочного отделения аграрного университета, я уже работал механизатором в агрофирме «Рубеж». Когда получил диплом, стал инженером. В 2012 году открыл свое дело. Бизнес касался поставки запасных частей к сельхозтехнике для аграриев района. По сути, я был посредником между крупными фирмами и сельхозпроизводителями района. Мой мелкомасштабный бизнес перестал существовать, когда я получил предложение возглавить пугачевский филиал компании «Агропромобеспечение». Ничего нового для меня здесь не было, те же поставки комплектующих для сельхозтехники. Позже появилась семья. Новый этап жизни требовал больших расходов. Мы купили квартиру, родился сын. Следуя аксиоме «в Пугачеве много не заработаешь», я поехал искать лучшей доли в Москву. Как знать, возможно, я бы остался там и поныне и перевез семью, если не бы не кризис 2014 года. Немецкая фирма, в которой я работал менеджером, закрылась, а я вернулся в Пугачев. В июле этого года я стал директором ПАТП.
– Артем Сергеевич, Вы приняли предприятие не в лучшие времена, с какими трудностями пришлось столкнуться?
– ПАТП находится на балансе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Так вот на тот момент, когда я принял руководство, Министерство задолжало нам шесть миллионов рублей. Ряд маршрутов в пределах района был снят, потому что не было денег даже на топливо. Я начал с судебных тяжб. Готовил документы, ездил в Саратов. В ходе судебных разбирательств добился того, что долг за текущий год полностью погашен. Нам остались должны за 2014 год полтора миллиона рублей. Судебные тяжбы продолжаются и по сей день.
– На рабочих совещаниях городских руководителей Вы говорили о том, что на предприятии проблемы с контролерами. Как сейчас решен этот вопрос? И Ваше мнение: нужен ли в автобусе кондуктор?
– Достаточно долгое время на предприятии не было контролера. Сегодня вакансия закрыта. Елена Михайловна Кирилова сама водит служебный автомобиль и проверяет наличие у пассажиров билетов. Кондуктора есть на городском маршруте. Здесь достаточно большой поток пассажиров, поэтому без кондуктора водителю было бы тяжело. На пригородных маршрутах водитель сам собирает деньги по прибытии на место.
– От чего зависит собственный доход ПАТП и покрывает ли цена билетов за проезд себестоимость пассажирских перевозок?
– Денег, которые мы зарабатываем на перевозках, хватает лишь на ремонт техники и покупку запасных частей для автобусов. Автопарк старый. Большая часть автобусов выпуска 90-х годов. Мы перевозим льготные категории граждан. За них положены дотации Министерства. Согласно договору, они составляют 350 тысяч рублей ежемесячно. Именно эти денежные средства заложены в смету расходов на топливо, заработную плату.
– Чтобы сегодня получить категорию «Д», необходимую для вождения автобуса, нужно заплатить за обучение около 90 тысяч рублей в саратовской автошколе. В пугачевских автошколах в ходе реформ обучение на данную категорию закрыто. Считаете ли Вы это правильным?
– Вероятно, общероссийские реформы автошкол имели благие намерения. Главное ведь – повысить безопасность пассажиров, усилить контроль за автошколами и будущими водителями. Сегодня, когда на дорогах страны водители автобусов достаточно часто являются виновниками ДТП, когда гибнут люди, считаю это обоснованным. Водитель пассажирского автобуса должен иметь стаж вождения и хорошую школу. За его спиной люди. Тут есть и обратная сторона- недостаток кадров. У нас, например, все водители, которым до пенсии рукой подать.
– Если к Вам приедет молодой человек, сможет ли он выучиться за счет предприятия и получить рабочее место?
– Нет. С нынешним автопарком, когда в рейсах ежедневно случаются поломки, и водитель должен быть хорошим механиком и опытным шофером, за которого я спокоен, мы этого позволить себе не можем. Наверное, это неправильно, ведь нужно воспитывать кадры, но такова ситуация.
– Какова сегодня средняя зарплата водителей?
– Зарплата складывается из нескольких составляющих – это оклад и наработанные часы. Вместе получается 13-15 тысяч рублей.
– Сколько маршрутов сегодня обслуживает предприятие и какова численность автопарка?
– У нас 18 автобусов на девяти маршрутах. Из городских наш только третий маршрут. Здесь ходят два автобуса. Остальные – пригородные. Месяц назад запустили междугородний маршрут Пугачев –Балаково – Маркс – Саратов. Здесь ездит «ГАЗель». Кстати, маршрут пользуется спросом, цена за проезд у нас ниже, чем у предпринимателей в сфере междугородних перевозок. Планируем открыть пассажирский маршрут до Самары. Так что перспективы есть.
– При столь частых поломках и изношенности транспорта как Вы контролируете экологическую составляющую автобусов?
– У нас есть необходимое оборудование для замера норм выхлопов в окружающую атмосферу. Пока все в норме.
– Каким Вам видится будущее предприятия? Есть ли перспектива, что ПАТП перейдет под начало муниципалитета или в частные руки?
– При сохранении Министерством транспорта своих обязательств у нас есть перспектива развития. Но при нестабильной экономике страны можно предполагать всякое. Местный бюджет нас что называется «не потянет», этот вопрос уже обсуждался. Возможно, мы станем частной структурой, но пока речь об этом не идет.
– Каковы отношения с местной властью?
– Про ПАТП все забыли. Престиж предприятия упал, в том числе и у пассажиров. Для меня сегодня главное – сделать все, чтобы о нас шла добрая слава. Недавно в парке отмечали День физкультурника. Были команды многих городских предприятий. Нас проигнорировали. Неправильно это. Я думаю, ситуация изменится в ближайшем будущем.

Вопросы задавали И. Мнекина