У школьников помимо обычных могут появиться дополнительные – “культурные” дневники. С такой инициативой вышел к стране министр культуры Мединский. Собственно говоря, инициатива уже полным ходом реализуется – совместно с министерством просвещения разрабатываются специальные культурные нормативы, которым предписывается соответствовать каждому школяру.

756
В. Мединский

В соответствии с замыслом, школьник будет должен в обязательном порядке посетить определенное количество выставок, музеев и спектаклей, а также посмотреть несколько «хороших, желательно отечественных» фильмов в год. Но посмотреть – мало, будет необходимо изложить впечатления от увиденного в бумажном или электронном дневнике. Или – и в том, и в другом. Учителя оценят изложенное, видимо, сравнив детские впечатления со своими.

Надо сказать, что у этой инициативы есть много хорошего – культура еще никого не испортила, а походы в музеи и в театры, наверное, послужат воспитанию личности. Однако, есть несколько вопросов, на которые Мединский не дал ответа.

Например, кто будет платить за театральные билеты, которые сегодня отнюдь не дешевы. Московские зарплаты, возможно, позволяют не замечать “культурных” затрат, но очень многие семьи столкнутся с проблемами поиска источников для дополнительных расходов. Тем более, если в семье учатся двое. Денег придется дать не только на билеты, будет ведь как-то не совсем красиво, если кто-то в перерыве между отделениями сможет съесть в буфете бутерброд, а кто-то не сможет.

Дети, в силу возраста, не всегда могут ходить на выставки и в театры самостоятельно. Кто-то должен их туда отвести. Получается, что родители вынуждены будут платить и за себя. Если же речь идет о культпоходах всем классом, то тогда все это дополнительная нагрузка на учителей.

Что значит изложить впечатления? Формирование впечатления от выставки или спектакля для школьника – не такой уж простой вопрос. Он требует определенного образовательного уровня и уровня культуры. Если впечатления оценят, то ребенок запросто может получить тройку за честно выраженное мнение – не понравилось. Он ведь не обязан восхищаться глубиной мысли Врубеля или замыслом Островского. Есть масса вполне достойных людей, которым просто не нравится творчество ни первого, ни второго. Ине, скажем, никогда не нравились произведения Пушкина – и что с того?

Что будут делать ребята из отдаленных территорий, где нет ни музеев, ни театров? Им ведь придется тоже такие дневники заполнять…

И самое главное – любая формализация процесса “окультуривания” ребенка приведет к прямо противоположному результату, посещение объектов культуры будет восприниматься как обязаловка и отбывание номера. Хотите отвратить от произведения – заставьте прочитать его под угрозой двойки.

Мединский же как-то вырос без “культурного” дневника. Что же он другим-то расти без него не дает?

Валерий Амиров, komandorva.livejournal.com