Из недр наших образовательных министерств начали доходить слухи о грядущей глобальной реформе школьного и вузовского образования. Причем, это затронет кардинальные основы образовательной системы. Ожидание решительных перемен ждет и общеобразовательная школа и высшее образование. Не коснется это, пожалуй, только детских садов.
Несмотря на пристальное внимание к проблеме образования со стороны государства, качество знаний наших студентов и школьников неуклонно снижается. Это показывают результаты трехлетнего исследования PISA – уровня образования студентов и школьников, участниками которых являются 70 стран мира. К сожалению, с каждым годом мы занимаем все более дальние места. В первые строчки рейтинга вырвался Китай, Гонконг, Тайвань. Это серьезный сигнал к тому, что в нашей школе надо что-то менять.
Не лучше обстоят дела и с высшим образованием. Когда-то одно из лучших в мире, сейчас, оно по многим показателям знаний среди студентов, откатилось в третий десяток. В тоже время, вузы страны в огромных масштабах выпускают совершенно неподготовленных специалистов, которые не способны работать ни на производстве, ни в научной сфере. Более того, масса выпускников вообще не стремится найти работу по специальности и уходит в совершенно другую сферу деятельности, несмотря на полученный диплом и затраченные на его получение средства.
Первым затронул вопрос о качестве нашего образования Президент РФ Владимир Путин. На заседании Совета при Президенте по русскому языку, он усомнился в целесообразности и эффективности подготовки учителей русского языка по Болонской системе с разделением на бакалавра и магистра. Отголоски надвигающейся бури стали слышны и в Госдуме, где вице-спикер Ирина Яровая заявила, что недовольна Болонскими правилами получения высшего образования и, что “с этим вопросом пора разобраться”.
Самое главное, чтобы готовящаяся реформа не была похожа на известный анекдот: “Министерство образования решило проблему “утечки мозгов” за рубеж. «Нет мозгов — нет проблем» – решили в министерстве и принялись за реформы”.
В высшем образовании наиболее вероятна либо полная отмена Болонской системы, либо частичная с перечнем направлений, где она сохраняется.
В общем среднем образовании это могут быть давно назревшие вопросы о целесообразности ЕГЭ, уменьшения количества изучаемых предметов и то самое, о чем говорят уже целый год, но не решаются произнести окончательно – ограничение права подачи документов одновременно в пять вузов и заменить его только одним вузом и одним факультетом.
Будем ждать дальнейших известий. Хочется надеяться, что они не придут, как снег на голову, непосредственно перед началом приемной кампании в вузы 2020 года.
zen.yandex.ru