День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства в Советском Союзе с 1966 года отмечался в четвертое воскресенье июля. Но, позднее, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1988 года № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» День работников торговли был перенесен на третье воскресенье марта. Официально именно в этот день праздник и должен отмечаться.

5678

Следуя календарю, Пугачев, как и положено, День работников торговли отмечает в марте. Проходит общегородское торжественное собрание и все сопутствующие празднику мероприятия. Благодаря работникам торговли решается одна из наиболее важных социальных задач — удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Но есть и обратная сторона медали.

Торговля продовольственными товарами и товарами первой необходимости осуществляется преимущественно через сетевые магазины «Магнит», «Гроздь», «Пятерочка». Их площади растут. Они оставляют на рынке все меньше места для местных продовольственных магазинов. Пугачевским предпринимателям практически приходится просто выживать. Им сложно продавать свои товары и выдерживать конкуренцию. Местные закупают товары через систему посредников. Торговые сети посредников минуют, имеют дело непосредственно с заводами – производителями. Поэтому входная цена их товара по крайней мере на 10 процентов ниже. Потом «сетевики» оптом закупают газ и электроэнергию, и плата их магазинов за энергоносители меньше, чем у пугачевских торговцев.

Все налоги, которые платят сетевые магазины, за малым исключением уходят из района по адресам их «прописки». Любые попытки хоть как – то в соответствии со здравым смыслом оставлять часть налогов на территории, где работают торговые сети, натыкаются на непонимание. Пугачевские магазины пустеют. Спрос на их товары падает. Говорят, что это закономерный процесс, здоровая конкуренция, эволюция, которая через 20-30 лет приведет район к полной гармонии и достатку. Всегда кажется, чем дальше цель — тем яснее путь ее достижения. Все просто.

Предприниматели, вытесненные с рынка торговли, уйдут в производство и наладят все, что сломано, построят, что не построено, залудят, что не залужено, организуют, что не организовано, и всем будет хорошо. Но, это  потом, не сейчас, не сегодня.

Сказкам для взрослых уже никто не верит. Сетевые магазины не находят общего языка с местными производителями продуктов, которые готовы отдавать свою продукцию с минимальными наценками. Это не из-за характеров и не фирменной ориентации. Скорее, сетевую торговлю не устраивают сроки хранения качественной продукции.

Несмотря на все «но», сетевые магазины давно стали привычны для Пугачева. Для граждан они удобны. В одном месте можно закупить все необходимое от батареек до батона хлеба. Популярность супермаркетов обеспечивает магазинам этого формата большую проходимость и объемы продаж.

К сожалению, политика сетевых магазинов не в том, чтобы накормить нас с вами, а в том, чтобы на нас заработать. С одной стороны, деятельность торговых сетей ведет к увеличению розничного товарооборота, с другой приводит к закрытию традиционных магазинов и уничтожению местного малого бизнеса.

С. Ковальский