В гостях у «Пугачевского времени» настоятель храма Воскресения Христова благочинный Николаевского округа протоиерей Владимир Ростопшин.
– Отец Владимир, когда Вы решили стать священником?
– Мои родители не были верующими людьми. Папа работал тренером по конькобежному спорту. Был коммунистом. Мама тоже была далека от Библии. Я, брат и сестра готовили себя к карьере профессиональных спортсменов. В год тысячелетия Крещения Руси у многих в стране проявился интерес к православию, к духовному началу. Первым в храм пришел отец. За ним мы. Стали посещать службы, приняли крещение. Приобщение к вере шло постепенно. В 1992 году папа принял сан. После школы я поступил в Саратовскую духовную семинарию. Три года работал в Саратове псаломщиком в храме. Женился. Осенью 1999 года меня рукоположили в священники, я был назначен настоятелем ивантеевской церкви.
– Как Вы восприняли назначение на должность благочинного Николаевского округа?
– Для меня назначение стало эмоциональным шоком. Дело в том, что я никогда не помышлял о продвижении «по карьерной лестнице», если это словосочетание тут уместно. Важнее было стремление к духовному авторитету, который священник зарабатывает всей своей жизнью. В Ивантеевке все было знакомо, а тут целый округ. Растерянность сменялась удовлетворением от первых положительных результатов работы, неопределенность – уверенностью, что на все воля Божья.
– Много ли народа посещает пугачевский храм. Есть ли молодежь?
– В отличие от других приходов, в пугачевском молодежи очень мало. В основном – это прихожане среднего и пожилого возраста. Хотя, Воскресная школа в последний год радует – у нас сейчас там восемьдесят воспитанников. Есть перспективы для обновления, омоложения прихода. Понятно, что когда ребятишки вырастут, то большинство из них разлетится кто куда. Но, ведь главное, что основы веры и православные традиции сеют в детских душах семена нравственности и духовности. И не столь важно, в каком населенном пункте эти семена со временем прорастут.
– Отец Владимир, общество испокон веков держится семьей. Сегодня института семьи, практически, не существует. Что может сделать священник в отдельно взятом приходе, чтобы хоть как-то изменить ситуацию в лучшую сторону?
– Богословы учат, что семья – это малая церковь. В семье каждый готов чем-то пожертвовать ради другого, даже жизнью. При такой любви не ты в центре мира, а тот, кого ты любишь.
Важно понятие дома, как места обитания. Отсюда старания по его обустройству и благолепию. За пределами семьи, если в ней нет света, нельзя получить людское признание, авторитет, уважение, успешно руководить, в том числе, и приходом. Поэтому, священник должен личным примером показывать прихожанам, какой должна быть семья. Я – открытый человек.
– Посмотрите вокруг: богатство и бедность, социальное неравенство. Церковь всегда проповедует справедливое устройство мира. Но давайте не выходить за пределы округа. Здесь – то что?
– А здесь, как везде, земля приняла «красных» бойцов, «белых» бойцов. Русские люди в гражданскую войну убивали друг друга ради, как им казалось, справедливости. Но все революции только перераспределяют богатство и власть. Процесс сопровождается кровью и разрушением, но имущие и неимущие остаются. Мирится с диспропорцией богатых и бедных нельзя. И в отдельно взятом районе можно создать общественную нетерпимость к роскоши и нищете.
Проповеди о социальной справедливости – в центре моей работы, впрочем, как и вашей. Газета «Пугачевское время» выносит на обсуждение темы о достойной жизни людей. Поэтому она нужна в каждом доме. Плодами экономического развития должны пользоваться все, кто участвует в созидательном процессе. Или взять самоуправление. Возможности его ограничены, но они существуют и в зависимости от состава депутатов имеют ту или иную социальную направленность.
Но нужно понимать, что не может быть уравниловки. Сильный вырастает выше и быстрее, чем слабый. Различие каждого из нас небом вложено в человеческую природу. Другое дело – равенство возможностей для богатых и бедных: учеба, развитие способностей, талантов. В этой связи я радею за благополучное будущее нашего края и надеюсь, что люди, ответственные за его судьбу, слышат это и понимают.
– Одна из заповедей Божьих – на зло отвечать не злом, а добром. Значит ли это, что лучше пройти мимо отморозков, которые пытаются затолкать в машину сопротивляющуюся девушку, отдать деньги грабителям, ворвавшимся в твой дом, промолчать, когда пьяный урод поливает матом пенсионерку, сделавшую ему замечание? Уместны ли в таких случаях покорность и смирение?
– Более ста лет назад святитель Филарет Московский сказал: ««Люби врагов своих, ненавидь врагов Божьих и бей врагов Отечества». Иными словами, когда дело касается лично тебя, ты можешь смириться перед грубой силой. Но, когда речь идет о жизни и безопасности близких тебе людей, угрозе твоему дому и стране, ты обязан противодействовать злу. В православии, как ни в какой другой религии, канонизировано много воинов.
– Ваше отношение к спорту?
– Я уже говорил, что с детства готовил себя к профессиональному спорту. Кандидат в мастера спорта по скоростному бегу на коньках. Больших высот не достиг, потому, что не успел. В начале 90-ых все стало разваливаться. Спорт, в том числе. Брат был мастером спорта и даже выступал за сборную Советского Союза. Считаю, что массовый спорт – абсолютно полезное дело, которое воспитывает, дисциплинирует, уводит с улицы. Спорт учит держать удары, быть самостоятельным и упорным. То есть, формирует качества необходимые в жизни любому человеку.
– Отец Владимир, несколько слов о своей семье?
– С будущей женой познакомился в храме. Она окончила Саратовский педагогический институт. Сейчас занимается домом. У нас пятеро детей. Две дочери и три сына. Старшая дочь учится в Саратове в Академии права, старший сын готовится в этом году стать студентом Саратовского университета, остальные – ходят в школу. После праздника Пасхи, вместе с семьей планируем переехать на постоянное жительство в Пугачев.
– Начался Великий пост. Что необходимо знать о нем, в чем смысл семинедельного отказа от животной пищи?
– Великий пост готовит нас к Великому празднику – Пасхе. Мы вспоминаем земную жизнь Христа, Его страдания и задумываемся над собственной жизнью. Так ли живем, как заповедовал нам Господь? Через очищение, через покаяние у каждого есть шанс открыть в себе лучшие качества, данные Богом. Смысл поста – научиться усмирять свое тело, чтобы дух возобладал. Силой этого духа можем бороться со страстями и дурными привычками. С помощью молитвы человек обязательно начнет нравственно преображаться и ощутит, что значит Божья благодать. Любой шаг на пути обуздания страстей идет в зачет. Постарайтесь сделать хоть что-то на этом пути: меньше выкуривайте сигарет; удержитесь от раздражения, сквернословия, осуждения, пустословия. Трудно отказаться во время поста от мяса – сократите количество его потребления. Воздержитесь от увеселений, просмотра развлекательных программ. Великий пост – это время смирения, время духовного прозрения.
Вопросы задавал С. Аристов