Искусство не терпит принуждения

В гостях у “Пугачевского времени” советский и российский актёр театра и кино, режиссер, театральный педагог, народный артист России, профессор РАТИ  Валерий Борисович Гаркалин.

7654

–  Когда я слышу фамилию Гаркалин, память сразу переносит в 1989 год, в зал кинотеатра где на широком экране идет криминальная драма “Катала”. Эмоционально этот фильм, перефразируя В.С. Высоцкого: “провернул изнутри чем-то острым и тяжелым”. Спустя много лет, я с большой симпатией отношусь к этой картине, считаю роль Грека одной из Ваших лучших работ.  А как складывалась Ваша творческая судьба до этого?

– С детства любил выступать. Театральные подмостки завораживали и манили. Но воплотить мечты в реальность оказалось непросто. Получив аттестат зрелости, я отправился прослушиваться во все московские театральные институты одновременно. Был срезан везде еще на предварительных турах. Пошел работать слесарем на завод контрольно-измерительных приборов. Потом была Армия, служба на Дальнем Востоке. После демобилизации, опять подал документы во все столичные институты и училища. И вновь неудача и разочарование. Помогла мама. Она узнала, что  на экспериментальный курс объявлен набор актеров. Совместный проект училища Гнесиных и Театра кукол Сергея Образцова. Так началась моя жизнь в искусстве (смеется).

После защиты диплома работал в Кемерово в театре на колесах «Люди и куклы». Если кто помнит, актеры там, вместо того, чтобы сидеть за ширмой, участвовали в представлении наравне со своими куклами. Шесть лет гастролировали по всей стране. За это время я успел жениться и стать отцом. Потом с женой и дочкой вернулись в Москву, поскольку кочевая, гастрольная жизнь никак не совпадала с моими представлениями о семье, домашнем уюте, воспитании детей. Служил в Театре кукол Образцова, в Московском театре сатиры, окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В то же приблизительно время, режиссер Сергей Бодров запускался на «Мосфильме» с картиной «Катала». Бодров искал актера на главную роль благородного преступника, карточного шулера. Нужно было лицо, не растиражированное на экране. Увидев меня в одном из спектаклей, предложил кандидатуру руководству. После выхода фильма в прокат, ко мне пришла известность. Стали узнавать на улице, предлагать роли. И пошло-поехало…

65436
Кадр из фильма “Катала”

– В 90-ые жизнь испытывала граждан страны на прочность. Особенно нелегко пришлось людям творческих профессий. Многие не выдержали. Как Вы справились с этим?

5432
Х/ф “Белые одежды”

– Вы знаете, меня, по большому счету, не коснулись реалии безденежья, упадка и всеобщей депрессии “лихих” 90-ых. Нет, я конечно знал, что происходит вокруг, но работы было столько, что некогда выдохнуть. После “Каталы” я сразу попал к замечательному режиссеру Лёне Белозоровичу, который экранизировал роман Владимира Дудинцева “Белые одежды”. Востребованный по тому времени материал о разоблачении сталинской политики по отношению к ученым – генетикам. Многосерийный фильм, шесть полных серий. Снимали около двух лет. Потом просто вихрем понеслись съемки в картинах “Роль”, “Я сама”, “Зона Любэ”, “Русская симфония”…  Несколько фильмов с участием немцев, которым так и не суждено было появиться в прокате Советского Союза. Так что, к сожалению, все мои роли, последовавшие после «Каталы», зритель не увидел. Вплоть до «Ширли-мырли».

– Вы как-то назвали съемки в комедии В. Меньшова “Ширли-мырли” лучшим периодом своей жизни, почему?

5432

– Моими партнерами по площадке были Инна Чурикова, Армен Джигарханян, Ролан Быков, Олег Ефремов, Олег Табаков, Вера Алентова, Любовь Полищук, Нонна Мордюкова… Я уже где-то говорил, что благодаря Меньшову попал в энциклопедию отечественного кинематографа! Этот фильм не стареет. Его пересматривают снова и снова, он разобран на цитаты – верный признак народного признания. Я горд, что мне посчастливилось сняться в этой картине.

Владимир Валентинович оказался не только человеком талантливым, профессиональным, но и очень образованным, начитанным, следящим за всеми явлениями, происходящими в театре и кино. Я впервые столкнулся с режиссером, который не проявлял диктатуру, а вовлекал актера в совместный творческих процесс. Мы с ним постоянно что-то придумывали. Ну, скажем, в сценарии написано: вошли трое близнецов. А как это должно выглядеть, кто и что говорит, что делает? Все это сочинялось на ходу, прямо на съемочной площадке. Атмосфера была потрясающей.
В первую очередь именно поэтому я считаю то время, лучшим в своей творческой жизни. Конечно, фильм принес мне колоссальный зрительский успех, но я никогда этим не кичился.

– Мои домашние сейчас смотрят второй сезон сериала “Между нами, девочками”. Хорошая, добрая комедия.  Не смотря на то, что у Вас по сценарию роль второго плана, Вашего героя ждешь, без него в кадре пусто, не хватает красок, какой-то неуловимой вкусности. Скажите, вот так играть учат или это от природы –  либо есть, либо нет?

6543
Кадр из сериала “Между нами девочками…”

– Вы ставите меня в неловкое положение (смеется). Если я сейчас скажу: “Это моя заслуга!” – это будет неправдой. В основе любого фильма или спектакля лежит литература. Если сценарий оригинален, эмоционален, не пошл, полон остроумных диалогов – то играть одно наслаждение. Задача актера – не испортить замечательный текст, с чем я, смею думать, справился.

– В одном из интервью Вы сказали: ” Кино для меня было вторым, оно приносило популярность, известность”. А что для Вас на первом месте?

– Конечно, театр. Вам так ответит любой театральный артист. Я немного лукавлю, говоря, что кино это только популярность. Существование в кадре, полная или неполная отдача, удовлетворение от работы зависят от разных причин. Впрочем, как и в театре, где существует зависимость от репертуарной политики, от труппы, от того, кто эту труппу возглавляет. Все то, от чего я всегда пытался уйти и в кино и в театре. В результате стал артистом антрепризного движения. Я выбираю, меня выбирают. Я не загнан в рамки, не работаю по приказу. Считаю это правильным. Искусство не терпит принуждения.

–  Озвучивание персонажей мультфильмов для Вас это только работа или все-таки возможность ненадолго вернуться в детство?

– Великий Станиславский однажды сказал: ” Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше». Дети тонко чувствуют любую фальшь. Поэтому, озвучивание анимационных фильмов, которых у меня, по правде, не так много, это прежде всего работа с максимальной самоотдачей. Ну и возможность внести разнообразие в то, чем я занимаюсь, раздвинуть рамки творчества. 

– Валерий Борисович, расскажите о своей работе  в качестве педагога. Вы ладите со студентами? Как Вам сегодняшняя молодежь?

654

– Это большая и очень важная часть моей жизни, которая идет параллельно с актерско-режиссерской деятельностью. В Российском университете театрального искусства я преподаю с 2002 года. Через год будет выпускаться курс – уже мой шестой выпуск. За это время я “наплодил” достаточное количество совершенно замечательных ребят и девчат, которые знают ровно столько, сколько необходимо молодому человеку, выбравшему профессию артиста. У нас с ними неравноценный обмен, на мой взгляд. Я всего лишь даю им профессиональный навык, чуть обогащаю их дарование, а в замен заряжаюсь их энергией и непосредственностью. Это, без пафоса, большое человеческое счастье. Я пришел к выводу, что почувствовать себя моложе среди молодых  может только тот, кто не считает свои прожитые годы, не боится старости и не считает морщины на лице и в душе.

– У польского ученого Людвика Хиршфельда есть афоризм: “Дети бывают плохими или хорошими, но внуки всегда изумительны”. Ваше мнение на этот счет, как отца и деда со стажем?

5432

– Полностью разделяю это утверждение, поскольку именно таким дедом и являюсь.

– Если почитать биографии выдающихся людей, отличающихся повышенной эмоциональностью, обнаруживается, что спиртное занимало особое место в жизни чуть ли не каждого из них. Поэт Михаил Светлов однажды спросил одного из своих приятелей: «Разве можно в этой жизни оставаться трезвым?»  У Вас есть ответ на этот вопрос?

– Светлов  был остроумнейшим человеком с потрясающим чувством юмора. Будучи уже тяжело больным, он лежал в больничной палате, окна которой выходили на морг. Каждое утро поэт просыпался подходил к окну и говорил “Гутен морген!”.

А если серьезно, то в чем-то Светлов безусловно прав. Люди с оголенными нервами и тонкой кожей меньше всего защищены от внешних воздействий. Алкоголь помогает им уменьшить боль, сгладить углы, на какое-то время убежать от реальности. Но есть обратная сторона медали. Мир иллюзий настолько манок, что может однажды забрать и не отпустить. В актерской профессии достаточно фантасмагорий и перевоплощений. Накладывать на это алкоголь чревато тем, что все может закончится более чем печально.  Наступает момент, когда каждый сам для себя делает выбор – научиться держать удары или окончательно утонуть. Я выбрал первое.

–  Что бы Вы изменили в окружающей Вас действительности, представься такая возможность?

– Человек от природы рожден свободным, и нарушать эту данность никому не позволено. Не смотря на это, “всюду он в оковах”, как писал Ж.Ж. Руссо в своем трактате “Об общественном договоре”. Это меня угнетает. Я сейчас говорю о свободе не в примитивном понимании, а о высшем ее проявлении, духовном. Я бы дал больше свободы человеку.

– Говорят, что с возрастом люди становятся менее категоричными. Мир воспринимается иначе?

432

– С возрастом и жизненным опытом приходит понимание того, что мы не можем воздействовать на время. Как бы нам не хотелось, есть обстоятельства, которые нельзя преодолеть, есть вещи, для которых «час ещё не настал». Дети не рождаются после поцелуя, а яблоня не зацветет в феврале. Не мир иначе воспринимается, становятся понятны законы по которым он существует. 

– У Вас есть любимые писатели, которых Вы любите перечитывать?

– Да. Совсем недавно перечитывал Хулио Кортасара, аргентинского прозаика. Рекомендую почитать все его романы, но особенно два, которые мне нравятся “Игра в классики” и “Модель для сборки”. Пишет великолепно. У Кортасара особенный язык – ироничный, одновременно легкий и глубокий. Даже в отрыве от сюжета чтение очень увлекает.

– Считаете ли Вы себя везучим человеком?

– Конечно. Судьба была ко мне добра. Да я и сам не раз становился для кого-то счастливым билетом в этой жизни (смеется).

– Есть какая-то не сыгранная Вами роль, за которую Вы бы отдали все, что сыграли до этого?

54

– Я в этом плане не амбициозен. Даже Гамлета на сцене театра им. Станиславского в постановке талантливого сына великого А. Эфроса Дмитрия Крымова я играл без особого желания. Просто так сложились обстоятельства. Хотя, это роль мирового репертуара. Мои амбиции заключаются в другом, чтобы порученная мне работа была выполнена хорошо.

– Валерий Борисович, чтобы Вы пожелали почитателям Вашего таланта в Саратовской области, читателям нашей газеты?

– В свете последних событий хочу пожелать здоровья! Постарайтесь избежать встречи с коронавирусом, берегите себя!

Вопросы задавал С. Аристов