Для меня не существует понятия выгоды в искусстве

В гостях у «Пугачевского времени» советский и российский актёр театра и кино, музыкант, Народный артист Российской Федерации, автор, постановщик и исполнитель ролей в телевизионной юмористической программе «Городок» Юрий Николаевич Стоянов.

7634

– Юрий Николаевич, в одном из интервью Вы сказали, что умение оставаться ребенком и не взрослеть до конца, крайне необходимо артисту, если он не хочет остаться актером одной роли. Это качество можно в себе воспитать или оно либо есть, либо нет?

–  Переживания это инструмент актера. Что бы ты ни играл, в конечном счете, ты апеллируешь к личным вещам, к себе. Умение удивляться, запоминать, фиксировать, а затем вытаскивать из себя – часть профессии. Я это называю эмоциональным холодильником, в котором лежат продукты с разным сроком хранения. Что-то скоропортящееся (недавно случившееся) нужно переместить в морозилку для более длительного хранения, что-то может полежать на полочке в дверце. Со стороны подобное отношение к своим эмоциям кажется циничным, я считаю это профессиональным подходом.

Конечно, этому надо учить. Эмоциональная память является важной составляющей нашей профессии. Детство было у любого человека. Детские переживания первичны. Первая обида, первое чувство жалости к бездомной собаке, первая симпатия к девочке и так далее. Это как, знаете…  Бросил камушек в озеро и запомнил момент его соприкосновения с водой – первый бульк. Круги по воде – вторичное, то, что приходит потом, с годами. Изначальные чувства очень важны. Ведь зритель очень тонко чувствует, как актер приходит к конечному результату – механически, или путем большой внутренней работы.

– Напутствуя абитуриентов института театрального искусства,  Вы пожелали, чтобы будущие актеры стремились  стать  штучными, уникальными, интересными для зрителя.  Это потому что сегодня  на экране лица стерты, а краски тусклы?

7634

– Это потому, что изменилось понимание того, что такое органичный, свободный артист в кадре. В мое время актерское образование сводилось к тому, чтобы элементарно освободить студента от зажимов, комплексов, которые были продиктованы всем, чем угодно – обстоятельствами, временем, какой-то несвободой и так далее. Новое поколение сейчас совершенно другое. Внешне они очень свободные. Но это такая свобода – вообще, а не в конкретных обстоятельствах, предлагаемых автором или режиссером. Если вы увидите человека в милицейской форме в двух разных сериалах, вы не отличите одного от другого. Они все одинаковые, все якобы свободные.

Вы знаете, что сейчас кино, практически, не озвучивают в студиях. Все работают с синхронным живым звуком. Современные узконаправленные микрофоны, которые камуфлируются на одежде артиста, способны улавливать малейшие голосовые колебания. Можно просто шептать под себя. И таких шептунов навалом. На самом деле, это безумный страх показаться неестественным. У большинства таких артистов понятие о естественности весьма поверхностное. Свободным нужно быть в каждых, конкретных предлагаемых обстоятельствах, а не так что, мне, что в туалет сходить, что в кадр войти –  я везде одинаково свободен и органичен.

На самом деле это большая проблема. Штучность, она заключается в разности понимания  собственной индивидуальности. Чем интереснее человек, тем интереснее артист. Смысл педагогики – не испортить ребят. Достать из них самое ценное, человеческое, вырастить из них интересных людей и сделать так, чтобы они могли управлять этой своей интересностью.

– Я всегда с большим удовольствием смотрю и читаю Ваши интервью. Вы тонкий, мудрый собеседник, со своим мировоззрением, с  ярко выраженной индивидуальностью. Вас интересно слушать и понимать. Но, Вы, скорее, исключение, нежели правило. Большинство, так называемых, “звезд” –  представляют собой  блестящую обертку, под которой ничего нет… Как Вы уживаетесь с ними?

7643

– Никак не уживаюсь, поскольку я не тусовочный человек. А больше мне с ними встречаться негде. Я не общаюсь с заносчивыми людьми, с теми, кто позиционирует себя как «звезды». В своем возрасте я заслужил общаться с теми, кто мне интересен, а не ради какой-то корысти или расчета. Понятия выгоды в искусстве для меня не существует.

–  Основные этапы творческого пути. Большой драматический театр, программа “Городок”, кинофильм “Ландыш серебристый”…  Для Вас это одно целое или каждый период был самостоятельной творческой мастерской для перехода в следующий этап?

8754

– В Вашем вопросе неточность. Этапов творческого пути гораздо больше. Этап номер один – посещение, вернее даже проживание в кинотеатре завода «Продмаш» в Одессе, где моя бабушка была билетером. Второй – Одесская студия юного киноактера при Одесской киностудии. Третий – ГИТИС им. Луначарского, четвертый – Большой драматический театр.  Пятый – передача «Адамово яблоко», если помните, шла по пятому ленинградскому каналу. Следующий – программа «Городок» на долгие, долгие годы. С 2000 года кинематограф, начиная с фильма «Ландыш серебристый». В 2010 приход в Московский художественный театр. В 2012 году окончание программы «Городок». Много всяких телевизионных проектов. 2019 год новая телепрограмма, которая называется «100янов». Это все отдельные ступени лестницы. Разные по высоте и длине, но, безусловно, ведущие вверх.

– Встреча с Ильей Олейниковым. Творческие союзы, как правило, недолговечны. У вас же почти четверть века дружбы и совместной работы.  Как не надоесть друг другу, не разругаться, не озлобиться? Откроете секрет?

65432

– Человек начинает стареть, когда у него пропадает цель в жизни, когда он перестает быть амбициозным, в хорошем смысле этого слова. Нам с Илюшей было очень выгодно быть вместе. Только слово выгодно я применяю здесь в человеческом, партнерском контексте.
Как мы это удерживали? Ничего для этого специально не делали. Мы были друг другу очень интересны как артисты и как люди. Наверное, первое, что цементировало наши отношения – мы были очень разными, и второе –  у нас были очень умные жены.

– Юрий Николаевич, у Вас особое чувство юмора, какое-то восторженно-щемящее. Словно одесские вихры, причесали на ленинградский пробор. “Откуда у парня испанская грусть”?

– Причесали, а потом попшикали московским лоском (смеется). Хороший вопрос. До такой степени я себя не препарирую. Скорее всего, «виной» всему город Одесса, в котором я вырос. Это такой плавильный котел национальностей – со своим менталитетом, культурными и бытовыми особенностями. Одесская жизнь, пропитанная романтикой моря и свободы, вкусная, языкастая, острая во всех отношениях. Такой замес из детства.

Я не считаю себя хохмачом, мастером трепа, эдаким тамадой. Я не записываю шутки, у меня нет никаких блокнотов, как у некоторых сатириков, которые боятся забыть, стараются что-то там подслушать, передрать. У меня другой профессиональный подход. Я артист. Я не люблю подслушивать, я люблю подсматривать, наблюдать за людьми, повторять, кривляться, обезьянничать.

С моей точки зрения, чувство юмора, прежде всего, это одно из свойств ума. Причем, оно не обязательно связано с образованностью. А поскольку мы живем в России, то и чувство юмора оно такое, с грустинкой.

– Вашими однокурсниками в ГИТИСе были Виктор Сухоруков, Татьяна Догилева… Все одаренные, обаятельные, преданные профессии. А путь к славе и успеху у всех был разный. Причем разница исчисляется десятилетиями. Как Вы думаете, талант и трудолюбие, проигрывают случаю на этой дистанции? 

6523

– Категорически нет. Это очень выгодная точка зрения для бездельников и пьяниц. Я ненавижу эту фразу «Им повезло!». Давайте проанализируем слово «повезло» на примере программы «Городок». Артист Илья Олейников, выпускник эстрадно-речевого отделения Московского циркового училища, десять лет, мыкающийся по городам и весям нашей необъятной в поисках партнера и Юрий Стоянов, который 18 лет, практически, прозябает в Большом драматическом театре. Вот они встречаются. И начинают работать. Я недавно подсчитал, сколько смен я провел как режиссер монтажа за годы работы в «Городке». Четыре с половиной года, если считать сутками, –  в прокуренной, плохо проветриваемой аппаратной. Из почти двадцати лет существования программы. Но зрителю этого знать не надо, что я там клеил, сводил, микшировал. Ему важно – смешно или нет, талантливо или наоборот.

«Им повезло!» Мы делали передачу, надеясь только на себя. Я понимал, что мы не можем себя доверить кому-то. Работал в театре и параллельно учился профессиям монтажера, осветителя, звукооператора на ленинградском телевидении. Через какую невысказанность, тоску и испепеляющую невостребованность пришлось пройти, не опустившись до водки и наркотиков, а работать, работать и работать… За копейки. Многие думают, что мы заработали в этой передаче десятки миллионов не рублей. Все, что мы сделали в «Городке» за эти годы, практически, никак не было монетизировано. Невероятное везение только в одном, что мы с Илюшей встретились.

– Шоу “Один в один”. Насколько комфортно Вы себя ощущали в качестве члена жюри?

763

– Судить и выставлять оценки для меня всегда отвратительно и некомфортно. Приятное в том, что иногда ты можешь кому-то помочь. Подсказать, посоветовать и увидеть, что твоя подсказка работает, что человек движется вперед и в этом есть твое участие и усилие – это наслаждение. И бонусом, конечно, тот факт, что в каждом сезоне нужно было самому один-два раза что-то спеть, продемонстрировать мастер-класс. А то, что у меня там получилось – лучшее, что я сделал в вокале. Я иногда включаю своего Утесова, слушаю, как я спел, и мне самому так нравится, что даже неудобно вам говорить.

– Пожалуй, до этого проекта широкая аудитория не знала, что Юрий Стоянов в совершенстве владеет шестиструнной гитарой. Почему Вы скрывали эту сторону своего творчества?

763

– Я никогда не скрывал, просто не афишировал. Это все осталось от невостребованной юности. Когда у тебя нет ролей, появляется много времени, чтобы упражняться на инструменте. Помимо съемок, работы в театре, я еще выступаю на эстраде. Того что ты вышел и что тебя узнали за былые заслуги, хватает на две минуты. Дальше зритель требует: «Работай!» И вот тут интрига, фишка, рояль в кустах. В моем случае – гитара. Она, кстати, в голодные годы очень меня выручала, одевала, кормила мою семью. Концерты на заводах, фабриках, в красных уголках, тюрьмах, в какие-то обеденные перерывы и рабочие полдни. Настоящая боевая подруга, важная часть меня.  У меня около 20 гитар, но это не коллекция ради коллекции, все инструменты рабочие. Сегодня так много поющих артистов, что нет особого желания становиться общим местом. Поэтому я так, без перебора. Зритель, поскольку этого не ждет, дает мне аванс внимания, а я этим нагло пользуюсь (смеется).

– Расскажите о своей семье?

6542

– Жена Лена. По образованию инженер – строитель. Она работала в компании, которая первой в России, в бизнес – времена занималась натяжными потолками и являлась  спонсором передачи «Городок». Лена за эту спонсорскую деятельность отвечала. Так и познакомились. Мы вместе уже 21 год. У супруги до меня было две дочери. Старшую я удочерил. Она Стоянова Ксения Юрьевна. Окончила Санкт-Петербургский университет им. Ломоносова по специальности международный менеджмент, занимается пиаром. Средняя Анастасия. У нее есть отец, они в прекрасных отношениях. Я ее обожаю, она очень любит меня. Настя отучилась в РУДН на факультете гостиничного хозяйства и туризма. Работает в одном очень крупном отеле в Москве. Младшенькая, наша общая с Леной дочь Катя в этом году переходит в одиннадцатый класс.

– Смогли бы Вы подружиться с точной копией самого себя?

– Вряд ли. Мне с собой и так непросто, а если еще второго такого рядом… (смеется). Вы знаете, был знаменитый дуэт – два брата близнеца в Ленконцерте, к сожалению, не помню их фамилию. И один другому на полном серьезе как-то орал при мне: «Я не могу видеть это лицо!» Вот и я, наверняка, выдал бы что-то подобное.

– Если нужно было бы выбрать только один вариант, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок вырос умным или добрым?

– В наше время добрым.

– Если бы Вы могли дать совет самому себе пятнадцатилетнему с высоты нынешних прожитых лет, что бы это было?

– В профессии не сказал бы ничего. Пусть все идет, как идет. А вот в личной жизни посоветовал не бежать сразу в ЗАГС, после того как влюбишься.

– В каких проектах Вы сейчас заняты? Что мы сможем посмотреть в ближайшее время с Вашим участием?

7643

– Главный проект, это «Стоянов шоу» на телеканале «Россия». Начинаем снимать его на постоянной основе, и он будет отбирать все мое время. Помимо этого есть три сериала, два полных метра и два больших театральных проекта, которые меня ждут в следующем году. По условиям договора названия сказать не могу. Работы много, и, к сожалению, для меня, и к счастью (смеется).

– У нас в Пугачеве есть театральная студия “Карт – бланш”, где занимаются талантливые дети. Чтобы Вы могли пожелать этим  ребятам?

– Дети! Никогда не играйте детей на сцене, просто будьте ими! Не говорите дурными голосами, не повторяйте интонации педагогов. Постарайтесь ИГРАТЬ, словно вы во дворе, рядом со своими друзьями, рассказываете им какую-то историю так, чтобы они в нее поверили. Для того чтобы они поверили, в нее должны поверить вы! Вот и всё.

Вопросы задавал Сергей Аристов