В день изумрудной свадьбы Петраковых прошёл в Пугачёве добрый дождь. Всё в большом зелёном дворе стало изумрудным – каждый листочек на деревьях, каждая травка, каждая капля на стекле. Заставил дождь большую семью спрятаться под крышу родительского дома. Сын посетовал: «Вот, поди ж ты, маловат стал дом, не помещаемся». А Михаил Карпович вспомнил, как жили они с молодой супругой в комнатушке саманного барака в Махорсовхозе 55 лет назад. Казалась им эта комнатушка лучше светлого дворца. Махорсовхоз – малая родина. Там, на Махорке, он родился в 1935 году, там учился в начальной школе, пережил войну и узнал о гибели отца. Детство не было беззаботным. Не вспоминаются и детские шалости, только работа. Уже в начальных классах они рвали смородину для совхоза – выполняли план, потом работали в поле наравне с взрослыми, а в 14 лет он встал к токарному станку, правда, доставал до него только с подставки, но трудовая книжка была настоящая. В 19 пошёл в Армию, служил телефонистом в отдельном пограничном туркменистанском отряде. Это помогло потом устроиться на преображенскую почту радистом. Обслуживал Махорсовхоз, Таволожку, Смелость, Дом отдыха. Через год вернулся в Махорсовхоз, где встретил свою судьбу – молодую учительницу начальных классов.
Людмила Юрьевна, его одногодка, к тому времени окончила Пугачёвское педучилище, год с небольшим отработала в Азербайджане по направлению, но здоровье не позволило остаться дольше – вернулась в Пугачёв. В районо предложили место подменного учителя – согласилась, выбирать не приходилось. В 1958 году направили учителем начальных классов в Махорсовхоз. Школа была маленькая – четыре класса занимались в две смены. Там повстречала Михаила – весёлого механика, которому сразу приглянулась интеллигентная девушка с кротким нравом. Через полгода знакомства они зарегистрировались в Преображенке, а в 1960 появился сын Юрий. Михаил оказался заботливым отцом и очень ответственным главой семьи. Поступил в Татищевский сельхозтехникум и окончил его заочно. Работал много и упорно. Светлая голова и золотые руки снискали уважение односельчан и начальства. Местная газета «Социалистическое земледелие» писала о нём как о лучшем токаре механической мастерской. К тому времени Махорсовхоз и 12-е отделение совхоза «Пугачёвский» объединились, Михаил Карпович работал механиком, заведующим механической мастерской, одно время замещал инженера. Как хорошему специалисту, ему дали квартиру в двухэтажном доме. Там появилась на свет дочь Светлана. Тогда казалось всё по плечу : работа, учёба, дом, семья, хозяйство. Семижильные были. Свой урожай убирали – на подмогу в другие области ездили, в Курганской, например, за месяц сезонную норму выполнили.
Людмила Юрьевна в 1964 году перешла воспитателем в интернат, где проработала до 1998 года. Сейчас вспоминает с улыбкой: «Приняли временно, да так «временно» и проработала 34 года». Дети в интернате были разные: и сироты, и из деревень, где не было школ, и городские ребятишки из обычных семей. Одно время училась в интернате и Светлана. Людмила Юрьевна говорит, что ни разу не пожалела об этом, потому что учительский коллектив был очень сильный, в интернате был порядок, дисциплина и в то же время атмосфера уважительной доброжелательности и творчества. Такой тон задавал директор, Виктор Иосифович Бессонов, которого она знала по своей второй средней школе, где он вёл физику. В самые сложные времена он ухитрялся держать интернат в порядке, где-то находил средства на питание детей, на одежду. Интеллигентный, отзывчивый, всё знающий и всех понимающий, он умел находить выход из любой трудной ситуации. Коллектив брал с него пример. Полюбоваться на воспитанников в праздники часто приезжали из Саратова: колонну интерната на майских демонстрациях возглавлял духовой оркестр из 36 человек, красные галстуки, красные пилотки, белый верх и чёрный низ форменной одежды выгодно отличали их от других школ. Потом школа получила статус школы для сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, работать стало трудней. Дети со сложными судьбами требовали больше внимания, заботы, ласки, но и строгости. Людмила Юрьевна умело сочетала в себе материнскую заботу и строгость наставника. Этих детей никто не будет опекать после школы, они всему должны научиться здесь. Она и учила их – чистоплотности, трудолюбию, порядочности. Учила пришивать пуговицы, заправлять постель, отжимать тряпку, подметать во дворе. Учила собственным примером. Отвечала на их такие непростые вопросы прямо и откровенно, не пытаясь увильнуть в сторону. Дети уважали её за то, что никогда она не позволяла себе повысить на них голос, закричать. Только строгий взгляд – и шалуны утихомиривались. Она учила своих воспитанников принимать жизнь такой, как она есть, учила не хныкать, не жаловаться, самим отвечать за свои поступки. И дети её понимали и были благодарны. Выпускники навещали своего воспитателя, вспоминали детские шалости и благодарили за терпение и доброту. А она вспоминает с ужасом, как эти баловники цеплялись к машинам сзади, а у неё сердце обмирало, как пыталась отвадить их от опасных забав.
Такими же ответственными и трудолюбивыми выросли и их дети. Сын после железнодорожного техникума 30 лет проработал на Приволжской железной дороге, дочь после техникума им. Яблочкова почти столько же на номерном заводе. У Петраковых 4 внука и 5 правнуков, в которых они не чают души. В семье царят любовь и уважение. Уважение к родителям воспитывалось с раннего детства. Дети видели, что мать к своей маме до конца жизни обращалась на «Вы», это было примером глубокого почтения. Отец с матерью много работали, дети во всём помогали. Теперь родители постарели, дети помогают по хозяйству. Внуки носят воду в баню, взяли на себя всю мужскую работу. Михаил Карпович только руководит, можно и отдохнуть: помощники выросли добрые. А там и правнуки подрастут – жить да радоваться. Недаром говорят: «Хорошие дети – спокойная старость».
Л. Шепелева
На снимке: супруги Петраковы, 1958 год