Шел 1207 год от сотворения мира, когда царь Петр I, по европейскому образу и подобию установил новое летоисчисление и повелел отмечать Новый год 1 января, а не 1 сентября, как велось в России. 15 декабря 1699
года был оглашен царский Указ о том, как следует отмечать и праздновать Новый год. 31 декабря в 12 часов ночи Пётр I вышел на Красную площадь и запустил в небо первую ракету. Так в России начался 1700 год. Надо сказать, что новые обычаи привились быстро. На январь приходился другой праздник – святки с веселыми карнавалами, проделками ряженых, катанием на санях, полночными гаданиями, хороводами. Эти забавы вписались в ритуал встречи Нового года. Отныне и навсегда праздник был закреплен в российском календаре. Но свершилась Октябрьская революция, и образовались новые порядки.

Десять лет после прихода к власти партия большевиков лояльно относилась к старорежимному празднованию Нового года. Но елка с Вифлеемской звездой раздражала все сильнее, и в 1928 году «Комсомольская правда»
обратилась с призывом: «По шапке Деда Мороза!» С той поры елка, привычный и праздничный атрибут, оказалась под запретом. Она воспринималась, прежде всего, как символ Рождества Христова и «вредный
религиозный и буржуазный пережиток». Трудно понять, почему в середине 30-х годов этот идеологический постулат было решено круто изменить. Как ни в чем не бывало, 28 декабря 1935 г. в газете «Правда» появилась статья
члена ЦК ВКП(б) П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней партийный функционер говорил: «…до революции дети рабочих могли только смотреть с завистью на веселье
богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?» В «неправильном осуждении елки» П.П. Постышев
обвинил «левых загибщиков». Кто такие «левые загибщики», автор статьи не уточнил, но было совершенно ясно – это нехорошие люди, скорее всего, вредители.
Петр 1 своим указом дал на подготовку празднования Нового года 11 дней, Сталин — только 3 дня. Так елка — не рождественская, а новогодняя или просто советская, увенчанная вместо Вифлеемской звезды красной
пятиконечной — была возвращена народу.
Наступление Нового 1937 года отмечалось широко. Первого января в Доме Союзов состоялся бал-маскарад отличников учебы. Сложилась традиция. На кремлевскую елку съезжались лучшие дети Советского Союза.
Но вернемся в 1937 год. Пугачев, как и другие города, не мог ослушаться сталинского решения. Елка была сооружена на площади. Это место сейчас занимает первая средняя школа. С 1970 года городскую елку стали ставить возле кинотеатра «Октябрь», а потом на безымянной площади в центре Пугачева, где и ставят до сих пор.

У Рождественского или царского Деда Мороза Снегурочки не было. Год рождения Снегурочки – знаменитый 1937- й. Именно тогда на первой разрешенной новогодней елке в Доме Советов Дед Мороз появился со своей
милой внучкой, без которой мы теперь и Новый год помыслить не можем.
«Новый годик» в виде ребенка – тоже советское нововведение, которого не знала дореволюционная Россия. Вообще, до революции Новый год праздновали куда скромнее, чем сейчас. Может, потому, что праздников
было много и Новый год был не главный.
Новогодние торжества в Пугачеве, естественно, не обходятся без Деда Мороза и Снегурочки.
Достаточно долгое время 1 января был рабочим днем. Только 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января было объявлено «праздником и нерабочим днем».
В настоящее время в связи с Рождественскими торжествами образовались «новогодние каникулы». Единственный когда- то нерабочий день растянулся на неделю. Это вызывает некоторые неудобства, но никто не подает протестных голосов. Еще бы! Праздники любят все!

М. Смирнова