В Советском Союзе в школе учились 10 лет, при этом была возможность уйти после 8-го класса в техникум и получить надежное среднее-специальное образование. Или в профессионально-техническое училище и стать квалифицированным рабочим, который, кстати, зачастую зарабатывал больше своего ровесника-интеллигента.

5421
Фото: https://shtampik.com/photo/child-class/

Лишний год ничего образовательному процессу совершенно очевидно не дал, он по сути размазал учебную программу, которая, кстати, тоже нуждается в уплотнении в пользу базовых наук.

Идею помощника президента В. Мединского о сокращении продолжительности среднего  образования нужно рассматривать в контексте общей реформы российского образования и возвращения к традиционному «советскому» стандарту. Если на круги своя возвращается высшее образование, то трансформация школьного логична и полезна.

Кроме того, пора говорить прямо о том, что возрождающейся промышленности  очень  нужны рабочие руки, это альтернатива потокам мигрантов, против которых возражает российское общество.

Есть и более отдаленные, но не менее важные последствия – раннее начало трудовой деятельности позволит снизить уровень преступности, ибо многие преступления именно от праздности и отсутствия стимулов для самореализации. У молодых людей и девушек с получением первых заработанных денег изменится самоощущение. И это, не говоря о воспитательной силе трудовых коллективов.

Правда, при всех плюсах, имеется несколько ключевых нюансов. Уплотнение образования должно сочетаться с воссозданием сети техникумов-колледжей, средних специальных училищ и обязательно ПТУ, которых во времена, которые почему-то принято называть застойными, в крупных городах функционировали многие десятки. И подкрепляться мощной пропагандой «реальных», востребованных на рынке профессий.

При этом образование в техникумах просто обязано стать бесплатным. Тогда у школьника и его родителей появится понятный и прагматичный выбор – платить значительные деньги за обучение в вузе или обратить внимание на вариант со средним специальным и дать своему сыну или дочери быструю и надежную путевку в жизнь.

Само собой разумеется, что все это надо обсуждать экспертам самых разных профилей, есть смысл привлечь к дискуссии производственников и капитанов бизнеса. Сейчас многие крупные предприятия, отчаявшись получить квалифицированных работников на рынке труда, начали создавать собственные профтехучилища и технические университеты и готовить специалистов «под задачу». Нет сомнений, они с интересом отнесутся к возможности высказать свое мнение.

Конечно, на реформу понадобятся деньги. Возможно, немалые. Но надо понимать, что речь идет во вложение в перспективу выхода державы из образовательного тупика. Хватит уже насыщать российскими специалистами через странную «болонскую» систему экономики западных стран. Пора работать на свое будущее…

komandorva.livejournal.com