Чаще всего управляющие компании присваивают деньги, которые собственники жилья перечисляют в виде официальных платежей. Как?
Юрист Ярослав Михайлов – о самых частых схемах обмана в сфере ЖКХ.
1. Завышают стоимость услуг.
Завышение фактической стоимости выполненных работ и оказанных услуг является наиболее распространенным способом обмана контрагента не только в сфере ЖКХ, но и в любой другой отрасли. Подобные действия почти невозможно доказать, так как их всегда можно обосновать более высокой нормой прибыли или накладными расходами. Более прибыльным для нечистоплотных управляющих общедомовым имуществом является распределение средств, выделенных из федерального бюджета и некоммерческого фонда для проведения капитального ремонта. Материалы при этом используются самые дешевые и зачастую некачественные, а исполнителями работ являются нелегальные мигранты, к тому же часть сметных объемов не исполняется вовсе по причине их скрытого характера и невозможности проверки. «Сэкономленные» при такой организации ремонта фонды могут достигать 30-50% от сметной стоимости, которая, помимо всего прочего, будет завышена относительно среднерыночного показателя.
2. Не выполняют работы, оформляют «левые» акты.
Существенной строкой расхода любого семейного бюджета является текущее содержание жилья. Платеж определяется годовым планом работ, распределенным по месяцам, и составляет в зависимости от региона 800-900 рублей в месяц и выше. И даже экономия в 100 рублей с квартиры в стандартной хрущевке с 90 квартирами, позволяет получить неучтенный доход в 9000 рублей, который увеличивается пропорционально количеству обслуживаемых объектов жилого фонда. Доказать подобное мошенничество также достаточно трудно, потому что все работы подкрепляются завизированными актами выполненных работ, и, несмотря на то, что подписи принадлежат лицам из числа жильцов, этого достаточно, чтобы соблюсти видимую законность.
3. Забирают разницу между счетчиком и нормативом.
Нежелание управляющих компаний устанавливать домовые узлы учета тепловой энергии обоснованы не столько высокой стоимостью необходимого комплекта оборудования, которая превышает 100,000 рублей, сколько возможностями для мошенничества. Многие собственники квартир делают ремонт, устанавливая пластиковые окна и монтируя алюминиевые радиаторы отопления. Так снижается потребление тепла, которое не учитывается в платежных документах, ведь норматив рассчитывается исходя из возраста и типа жилой постройки. В то же время показания магистральных счетчиков, по которым управляющая компания платит теплоснабжающей организации, снижаются, в результате чего образуется неучтенная разница, присваиваемая нечистоплотными управленцами. Аналогичного эффекта можно достичь и в отношении поставки других энергоносителей, в качестве которых может выступать холодная и горячая вода или природный газ. Здесь мошенники извлекают прибыль, только если в квартирах нет приборов учета соответствующего ресурса.
4. Берут деньги в оборот.
Отсутствие строгой отчетности перед плательщиками предоставляет возможность для руководства управляющей компании инвестировать полученные от жильцов платежи на небольшой период в 2 – 3 месяца. Так можно «заработать» 2 – 3% от суммы. Если посчитать по той же хрущевке с 90 квартирами в отопительный сезон, то получится около 300,000 рублей. И так «зарабатывать», как вы понимаете, можно ежеквартально.
КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР
Сейчас в производстве УЭБиПК УМВД по городу Кирову проходит доследственная проверка по жалобе жильцов дома №3 по ул. Аэропорт. Они обвинили УК «Лянгасово» в том, что она не проводила работы, но отчиталась об их проведении перед жильцами (при этом не учли, что в этом доме всего 13 квартир и все на виду).
— В частности, жители отрицают, что УК «Лянгасово» проводила работы по содержанию конструктивных элементов их дома (на это списано 21,385 рублей), по содержанию инженерного оборудования (11,917 рублей), дератизации и дезинсекции (3,178 рублей), проверки и очистке несуществующих вентканалов и дымоходов (1,258 рублей), текущий ремонт подрядным способом также не проводился (13,666 рублей), как и техработы по обслуживанию счетчика, которого нет (20,855 рублей), – рассказывает юрист Ярослав Михайлов. – То есть, если даже с 13-квартирного дома УК получила «доход» порядка 90,000 рублей, то какой же доход они тогда получили с типичной 6-подъездной хрущевки? Жильцы обратились в ГЖИ, а также в прокуратуру, которая усмотрела, что имеет место хищение и поручила проведение проверки УМВД по городу Кирову.
Вообще, существует много ситуаций, когда жители подают заявления, иски в суд в отношении УК. Однако далеко не всегда эти иски являются обоснованными. Это происходит в основном из-за того, что собственники не до конца понимают основное содержание соглашения, заключенного с УК. В связи с этим они начинают выдвигать требования, которые могут не относиться к обязанностям и деятельности УК. Но в большинстве случаев исковые заявления имеют серьезные основания.
К ним можно отнести:
1. Недобросовестность исполнения своих прямых обязанностей УК (плохое качество, неполный объем).
2. Отказ выполнять пункты, оговоренные в заключенном соглашении.
3. Безосновательное повышение тарифов. Изменение и корректировка любых тарифов должна в обязательном порядке согласовываться на общем собрании жильцов многоквартирного дома. Без этого любое повышение является незаконным действием.
4. Некорректные сведения о потребляемых услугах. Управленцы имеют возможность завысить цифры потребляемой электроэнергии, а разницу присвоить себе.
5. Сдача УК общедомовых квадратных метров в аренду без согласия жителей дома. При расходовании средств нецелевым образом УК часто собирают средства. Куда они тратятся – никому не известно. А при попытке проверки документов компания дает отказ.
— Также существует много других оснований, – говорит Михайлов. – Поэтому, если собственники чувствуют, что их права нарушены, они не должны молчать и ждать. Следует обращаться за помощью в уполномоченные и надзирающие за деятельностью УК инстанции. Даже если будет отказано в возбуждении дела, вы можете написать заявление на ознакомление с материалами проверки и снятия с нее копий, чтобы в дальнейшем использовать это в качестве доказательств и обоснования иска в суде.
Если у вас возникли проблемы с управляющей компанией, запомните три организации, которые могут помочь вам восстановить справедливость: Государственная жилищная инспекция (ГЖИ), Роспотребнадзор и прокуратура.