Летчики

Пугачевский вертолетный полк звал в пилоты поколения пугачевских мальчишек романтикой неба, героизмом и подвигами лейтенантов и майоров.

Летчики полка участвовали в испытании атомной бомбы в Семипалатинске, вели спасательные работы в районах стихийных бедствий, в рамках государственной программы освоения космоса занимались поисками и спасением сначала кораблей – спутников, затем первых космонавтов Ю. Гагарина и Г. Титова.

В 1978 году в штат полка ввели пятую эскадрилью. В ней из офицеров запаса готовили летчиков для Афганистана. Более 250 – инструкторов побывало на той войне. Потом была авария на Чернобыльской АЭС, в ликвидации которой участвовали пилоты пугачевского полка. Пугачевские специалисты готовили вертолетчиков для Анголы, Кубы, Вьетнама, Йемена, Сомали, Эфиопии. События в горячих точках также не обошли стороной Пугачев. Пилоты воевали, отличались в боях, получали награды. Из выпускников Сызранского училища, проходивших службу в пугачевском полку, двенадцати офицерам присвоены звания Героев Советского Союза, девяти – Героев России.

В Пугачеве многие выпускники школ ушли в пилоты и техники, в том числе Илья Карташов, Сергей Сафонов, Ринат Хубеев. В детстве и юношестве они не знали друг друга. Даже Карташов с Сафоновым, хотя учились в одной школе, но разница в возрасте у них была пять лет, а по школьным меркам – это много. Хубеев учился в четвертой школе, в Сызранский институт не поступал, а махнул в Киров, в военно – техническое училище. Их познакомила и свела в один экипаж служба в родном пугачевском вертолетном полку.

3 февраля 2009 года ничем не отличался от других дней. Обычные плановые полеты. О чем они думали тогда, в свой последний день? Хубеев был старше всех – 33 года от роду. Хорошая семья, двое детей: мальчик и девочка. Он не чаял в них души, строил планы на будущее, и все в этих планах сходилось хорошо и просто.

Илья Карташов, самый молодой, 22-летний пилот, был красив завидной мужской красотой. Он считал, что устраивать семью ему еще рано: вся жизнь впереди – успеется. Нет, Илья не был бесшабашным. Он просто радовался жизни.

Сергей Сафонов внутренне улыбался. Ученые мужи называют возрастные границы молодости: от 14 до 29 лет. Капитану Сафонову было 29 лет, молодость закончилась, пора заводить детей. С этими светлыми мыслями Сергей поглядывал на Хубеева, единственного отца семейства в экипаже.

Говорили они, как водится, о другом, но ветер относил слова, и казалось, что авиаторы идут по аэродрому в полной тишине.

 

О вертолете с бортовым номером 91 в полку шла недобрая молва. Меньше года прошло, как его доставили после капитального ремонта на Хабаровском авиазаводе. Казалось, не должно быть никаких вопросов, но вопросы были. У любого вертолета в полете появляется вибрация, но борт 91 буквально трясло. Специалисты инженерной службы полка произвели замену рулевого винта и лопастей несущего винта. Вибрация уменьшилась, но незначительно. Как впоследствии отмечалось в суде, одновременная замена рулевого винта и лопастей несущего винта не позволяет выявить причину неисправности. Таким образом, источник повышенной вибрации не был установлен. Несмотря на это, в полку продолжали эксплуатировать вертолет.

О том, что вибрация вертолета была повышенная, говорит соответствующая запись летного экипажа в журнале подготовки вертолета от 2 июля 2008 года. С такой повышенной вибрацией вертолет пролетал 5 месяцев. Его следовало отстранить от полетов, вызвать представителей завода для определения причины вибрации и устранить ее. Но никто этого не сделал, а почему – еще предстоит выяснить.

Вертолет находился на высоте 1300 метров в районе села Надеждинки, выполнял фигуры пилотажа согласно заданию, когда повышенная вибрация стала перерастать в тряску. Она появилась внезапно на 16 минуте 24 секунде полета. Согласно записи бортового магнитофона, об этом сначала забеспокоился Сергей Сафонов. Он спросил у Хубеева: «Ринат, что его так трясет… Что за тряска-то может такая». Карташов высказал предположение: «Кажется, винт». Один из членов экипажа спросил: «чё, там лопасть… выбивается»? Сразу после этого Сафонов отдал распоряжение запрашивать посадку: «На аэродром запрашивайся, трясет здесь…повышенная вибрация…лопасть». Ринат Хубеев подтвердил тряску: «Да, трясет» и высказал соображение о причине: «По лопасти видно, одна выпадает из конуса». «Вымахивание» лопасти несущего винта является его «несоконусность», то есть потеря лопастью аэродинамических характеристик. Ввиду того, что «несоконусность» в летной практике не считается опасной и устраняется проведением регулировок на земле после возвращения на аэродром, экипаж не пошел на аварийную посадку. Он действовал грамотно и слаженно. Принял решение снизиться до 500 метров с курсом на аэродром, максимально разгрузил несущий винт, не допускал резкого управления. Действия экипажа замедлили темп развития аварийной ситуации, но люди в воздухе не могли предотвратить ее. На высоте 1100 метров произошло разрушение рычага поворота несущего винта.

 

С момента первого вопроса Сафонова о начавшейся тряске до конца фиксации переговоров прошло две минуты двадцать одна секунда. Переговоры оборвались в тот момент, когда лопасти стали ударяться между собой и мгновенно отсекли хвостовую балку. Вертолет потерял управление и радиосвязь. Его разрушение имело скоротечный характер. Это произошло на 20 минуте 45 секунде полета. Спастись экипажу было невозможно. Он был приговорен там, в Хабаровске, когда совершенно сознательно на вертолет был поставлен бракованный, дважды отслуживший свой срок рычаг поворота несущего винта.

Была медицинская экспертиза, но о ней я рассказывать не буду. Отмечу только, что в крови каждого члена экипажа не было алкоголя и наркотических веществ.

Мой отец, фронтовой пилот, говорил, что любой летчик верит в машину и не очень доверяет парашюту. Он борется за свою жизнь до конца вместе с машиной. Возможно, это вера или самоотверженность не позволили экипажу покинуть трясущийся вертолет. Они не знали, что за тысячу километров от Пугачева люди с мохнатыми сердцами выпускают в небо «летающие гробы».

Г. Аристов

На снимках: (слева направо) С.В. Сафонов, старший летчик-инструктор, капитан; И.А. Карташов, летчик-инструктор, лейтенант; Р.Р. Хубеев, бортовой техник, старший лейтенант

Окончание следует. «Фабрика смерти»

Вам на заметку:

Хотите знать каким должен быть интерьер маленького туалета? По указанной ссылке вы получите необходимую информацию, а также практические советы по поводу обустройства туалета.