Весна. Время, когда начинают таять дороги. Явление, не только для Пугачева, но и для всей нашей необъятной, такое же естественное, как белый цвет черемухи в конце апреля. В этом году весна пришла рано, в середине февраля. Дороги соответственно тоже раньше времени проклюнулись, похожие на разбитые фронтовые лежневки. Автолюбители синхронно перешли с обычной речи на нецензурную лексику, отправляя по известным адресам местную власть, дорожников и прочих более или менее причастных к этой отрасли строительства.

653

В соцсетях активизировались неравнодушные – собирают  подписи под петицией  за нормальную  проезжую часть.  Молодежь “креативит”, устраивая сходки у кабаков, готовя пикеты и автопробеги. Людей понять можно. Они платят транспортный налог и резонно рассчитывают на качественное дорожное покрытие в своем городе. И это хорошо. По крайней мере, есть надежда, что кто-то из сегодняшних защитников своих  “четырехколесных друзей”, однажды  встанет на защиту жизни и здоровья жителей Пугачева от “завода смерти” в Горном.

Но сейчас не об этом. Тема разбитых дорог старая и больная. Попробуем разобраться, что в ней и как. За полвека не было ни одного случая капитального ремонта какой-либо дороги в Пугачеве. В обруганное советское время в городе и районе работало четыре крупных дорожных организации, не считая мелких, вроде асфальтного завода в Давыдовке. Предприятия пахали в две смены, начиная с весны и до поздней осени.

Для примера.  В прошлом году  МУП “ДСХ” в июне завершил основной ямочный ремонт. Потом за три дня сделали клочок путепровода по улице М. Горького. Это все. МУП “ДСХ” ремонтирует дороги согласно муниципальным заказам администрации. Заказов больше не было. Почему? Потому что все как в песне у С. Слепакова: “Что построить есть, просто денег нет”. Нет в нашем нищем бюджете средств на ремонт дорог.

К слову, денег нет у всех, кроме федерального центра. Так устроена вертикаль власти. Поэтому государство придумало такой инструмент, как субсидии. Захотел район починить дорогу – государство ему поможет. На этот год областные дотации для Пугачева на ремонт дорог должны составить 26 млн. рублей. На эти деньги хотят отремонтировать улицу Топорковскую. Планируется замена бордюров и два слоя асфальтобетонного покрытия. Обещают еще дать денег на ремонт объездной, от Октябрьской по Ермощенко до вертолета.

Теперь внимание. Согласно докладу Минтранса России о стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, средняя стоимость строительства 1 км одной полосы движения составляет 18,8 млн. рублей, реконструкции — 29,6 млн. рублей, капитального ремонта — 15,9 млн. рублей, ремонта — 7,5 млн. рублей. Общая протяженность дорог с твердым покрытием в Пугачеве– 160 км. Сами умножите? Это для тех, кто требует капитального ремонта дорог в Пугачеве, чтобы, мол, один раз и надолго. Справедливо, но нереально. Никто и никогда нам таких деньжищ не даст. Хоть миллион подписей соберите, и финиш автопробега устройте у Кремля.

Нужно не дорожников материть, а тех, кто придумал забирать девяносто с лишним процентов налогов, получаемых на местном уровне в Москву и Саратов. Тех, кто настроил сетевых магазинов и приучил нас оставлять там наши деньги. Налоги сетевеки платят по месту регистрации, и это не Пугачев. Будь все иначе, появлялся шанс содержать дороги в порядке. Сегодня на содержание наших дорог тратится 30% от регионального норматива, который, в свою очередь, гораздо меньше федерального. На содержание (не ремонт) дорог в Пугачеве по нормативам требуется 90 млн. рублей в год. Реально получаем 7 млн. на ямочный ремонт и подачки из области. Почувствуйте разницу.

В конце декабря В. Путин подписал закон, ограничивающий деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающий их ликвидацию на конкурентных товарных рынках к 2025 году. То есть, через пять лет МУП “ДСХ” перестанет существовать. Предприятие обрекли и власть не заинтересована в его развитии, обновлении технопарка и прочих сопутствующих мероприятиях. Поэтому в тендере на ремонт ул. Топорковской МУП “ДСХ” участие принимать не будет, впрочем, как и две другие пугачевские организации “Пугачевская Дорпмк” и “Рокада”. Организации выхолащивают под одного-двух крупных игроков на этом рынке, как в свое время зачищали частный торговый бизнес под сетевиков.

Лучше не будет.  В области 80% дорог не соответствуют нормативам. Управление дорожными работами разрушено, компетенция сведена к нулю, квалификация строителей оставляет желать лучшего, что лишний раз доказывает коллапс  системы управления в целом.

Что касается дорог в Пугачеве, то когда позволит погода, начнется ямочный ремонт. Возможно, отремонтируют Топорковскую, может быть Ермощенко. Что-то сделают в рамках проекта по благоустройству “На Иригз – по теплому камню”. На большее можно не рассчитывать.

Контролирующие органы не дремлют. Прокуратура выписала администрации очередное предписание устранить в течение месяца выявленные на дорогах безобразия. За месяц явно не успеют. Схлопочут штраф. И все по новому кругу до тех пор, пока первые зерна доломита не упадут в щербатый рот оскалившегося асфальта где-нибудь на углу улиц Чапаевской и К. Маркса.

С. Аристов