«Доверяй, но проверяй». Говорят, эту формулу придумал народ еще в незапамятные времена. Народ напраслину не придумает, поскольку мыслит исключительно рациональными категориями. Тут самое главное не пройти мимо, не обронить вековую мудрость, а устраивать по ней жизнь, чтоб была эта жизнь справедливой, не вороватой и не глупой.
Вождь и основоположник это сразу понял и в своей книге «Государство и революция» написал для потомков, что социализм – это контроль и учет. Потомки не послушались и устроили модель, при которой контролирующее лицо было пристрастным. Всесильная пристрастность контролеров нанесла урон государственному строительству, и все кончилось плохо – не стало СССР. Уже в новой стране, Российской Федерации, при устройстве самоуправления Закон от 16.09.2003 предписал простую и понятную структуру власти.
Состоит структура из представительного органа (глава муниципального образования), исполнительного органа (местная администрация) и контрольного органа (ревизионная комиссия). Только контролеры опять исполняли обязанности на общественных началах и при решении вопросов оглядывались назад, на начальников: чего изволите-с? Самостоятельный статус контролерам придал Федеральный закон №6, который вышел в феврале 2011 года. Пугачевская межрайонная прокуратура отправила в адрес муниципалитетов города и района представления с требованием привести структуры контрольных органов в соответствие с новым законом.
Как оказалось, дело это не простое. Муниципальная власть подготовила ответ, но профильная депутатская комиссия под председательством П.Н. Кальченко обнаружила в доморощенном документе белые пятна. Например, не прописаны ключевые моменты: гарантии статуса должностных лиц, требования к кандидатурам, финансирование контролеров за счет бюджета. Какая тут независимость? Свои выводы депутатская комиссия доложила главенствующей в горсовете фракции «Единая Россия». На заседании присутствовал депутат районного Собрания М. Мадьяров. Он возглавляет ревизионную комиссию при районной администрации. М. Мадьяров выступил и сказал, что в районе комиссия работает на безвозмездной основе. Нет никаких препятствий для создания такой же комиссии при городском муниципалитете. М. Мадьяров звал назад, в прошлое.
Есть еще вариант развития событий. 131-ый федеральный закон позволяет при отсутствии средств упразднить контрольную комиссию. Только после того, как будут решены вопросы по денежному обеспечению, можно будет принимать решение о контрольно- счетном органе. Позиция группы городских депутатов понятна, они не хотят, чтобы ревизионная комиссия существовала формально, была зависимой и пустой.
Районные депутаты отказались принять полномочия ревизионной комиссии города. В итоге на сессии городского Совета большинством голосов было принято положение, согласно которому члены контрольного органа города будут работать на безвозмездной основе, что ставит под сомнение профессионализм будущих ревизоров. Насколько явной будет подконтрольность ревизоров действующей власти, покажет время.
С. Ковальский