К 1860-му году Николаевск в культурном отношении не преуспел. Из 5957 рублей городских расходов на «содержание мест и лиц городского управления» тратилась львиная доля – 4062 рубля. На «содержание учебных и благотворительных заведений» расходовалось в год всего 865 рублей. Николаевская больница Приказа общественного призрения была единственной на весь уезд. Штат ее неизвестен, скорее всего, был лишь один фельдшер Ястребов, служивший в этой больнице с 1857 года. Позднее он получил отзыв о своей работе, в котором его хвалили, но не за лечебную деятельность, а за хороший почерк и хорошее ведение канцелярии больницы.

В городе было несколько молелен разных старообрядческих толков. Молельни появились здесь после разгрома иргизских старообрядческих монастырей.

Ярким примером мракобесия «местных пастырей» и исключительного невежества населения явилась встреча «второго пришествия Христа», организованная старообрядцами в Николаевске в 1842 году. В ту зиму населению жилось чрезвычайно тяжело. Небывалая до того засуха 1841 года вызвала голод. Народное бедствие было усилено религиозными гонениями – у раскольников отняли последний монастырь.

Вожаки местной беглопоповщины возвестили староверам, что в образе Николая I царствует антихрист, что он уничтожил последний оплот «истинной веры» – Преображенский монастырь, что наступает «кончина мира». Она придет в пасхальную ночь 19 апреля 1842 года.

Все беглопоповское население города и окружающих сел ожидало этот день с трепетом, в усиленном посте и молитвах. Некоторые раздавали свое имущество, желая этим загладить свои грехи. Один из главных предсказателей и проповедников «второго пришествия» Семен Власов нажился на этом, собрав немало денег и всякого имущества у староверов. С большим скандалом выяснилось, что «пришествие» не состоится.

По архивам А. К. ЖУРАВЛЕВА

Вам на заметку:

У вас свое пищевое производство или кондитерский цех? Тогда продуктовые инновации от компании Файн Ингредиентс это то, что вы возможно уже давно ищите.