Самой крупной проблемой органов местного самоуправления, является вопрос заполняемости местных бюджетов и связанный с этим почти повсеместный дефицит экономических ресурсов.

4576

На сегодня в России сложилась ситуация, при которой лишь 20% местных бюджетов обеспечены доходами с собственной налогооблагаемой базы муниципальных образований; остальные 80% — это средства вышестоящих бюджетов, выдаваемые в виде трансфертов или дотаций. При таком положении вещей вряд ли можно говорить о бюджетной самостоятельности местного самоуправления.  По мнению специалистов, минимальное соотношение, обеспечивающее такую самостоятельность — пятьдесят на пятьдесят.

Проблема наполняемости местных бюджетов не является наследием советского прошлого. Этот тяжелый удар был нанесен уже в 2000-е гг., при проведении налоговых реформ.

Возьмем в качестве примера Пугачевский район. Дотационность, скудный размер поступлений от местных налогов, повсеместная финансовая зависимость самоуправления от региональной власти не только снижают эффективность местного самоуправления ю, но и лишают муниципальных служащих мотивации к экономическому развитию подведомственной территории. Это как нельзя ярко иллюстрируют последние кадровые перестановки в администрации Пугачевского района, о чем «Пугачевское время» неоднократно писало.

Какая-либо система подготовки кадров отсутствует напрочь. Некомпетентность муниципальных кадров в целом по стране многократно отмечалась различными СМИ. В последние годы ситуация резко ухудшилась. Показательно в этом плане социологическое исследование А.В. Новокрещенова «Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу».  В 1996 и 2006 гг. им было проведено однотипное анкетирование муниципальных служащих. В результате выяснилось, что за десять лет число абсолютно случайных людей в органах МСУ не только не снизилось, а даже выросло с 11 до 13%, 61% опрошенных стали муниципальными служащими «по знакомству» или «по протекции» и лишь 5% были приняты в местные структуры по конкурсу. 

Чем занимаются служащие Пугачевской районной администрации? Откроем календарный план работы органов местного самоуправления Пугачевского района, скажем, с 6 по 12 августа сего года. Итак. Чиновники поставили себе в план тематическую программу «Школа светофорных наук» в клубе «Северный», викторину в ДОЛ «Орленок», развлекательную программу в ДОЛ «Жемчужинка», мероприятие в библиотеке, открытие палаточного лагеря в Каменке и два мероприятия к профессиональным праздникам.

По всему выходит, что проблем в районе нет вообще. Жизнь настолько прекрасна и беззаботна, что власть взяла на себя работу отдела культуры. Логично тогда переименовать местную администрацию в какой-нибудь комитет по организации круглосуточного досуга для жителей города и района. Работа главы района при этом не изменится, он, как ходил на подобные мероприятия в качестве почетного гостя, так и будет продолжать ходить. Заместители поделят между собой обязанности тамады и массовиков-затейников, что в принципе тоже не далеко от истины. Начальники отделов займутся тем, что у них получается лучше всего – будут надувать щеки, изображая массовку. Ну, а начальник отдела информации, анализа и общественных отношений районной администрации  будет продолжать, согласно плану, описывать все происходящее на сайте администрации.

Все это было бы очень смешно, если не было так грустно. Деградация власти в целом и каждого ее представителя в отдельности, к сожалению, будет продолжаться. Пока не случится серьезных изменений в политической и экономической жизни страны. Нужны реформы – налоговой системы, политической, нужны реальные действия, направленные на подъем экономики, а не имитация таковых.

А вообще, главный посыл этой статьи таков. Не надо обижаться на тех, кого ветер упадка занес в этот гиблый омут под названием районная администрация. Они заложники ситуации, не более. Хотя от того, что мы их пожалеем, жизнь в районе лучше не станет.

С. Вершинин