21 апреля отмечался День местного самоуправления. Мы живем сегодняшним днем, нынешними интересами, и, наверное, мало кто знает, что самоуправление на нашей территории существовало и сто, и двести лет назад. Только было оно другим. Поэтому хотя бы ради любопытства не грех оглянуться назад и посмотреть в прошлое.

zemskoe-sobranie

С момента образования Николаевского уезда и до реформы 1861 года власть наряду с городничим принадлежала городской ратуше во главе с бургомистром. Модель самоуправления была скопирована со средневековой Европы. В николаевской ратуше главенствовало купечество. К сожалению, архивы не сохранились. Известен только один документ, по которому в какой – то мере можно судить о нравах и порядках той поры. Бургомистром Николаевска одно время был неграмотный купец Крюков. Вместо подписи под бумагами он ставил печать со своей фамилией.

Никакой культуры, не говоря уже о политической, в те стародавние времена у населения не было. В Николаевске был только эшафот, место для публичных порок. Наверное, можно жить и так, без права голоса с надеждой, что начальственный гнев пройдет мимо и розги опустятся на чужую спину.

Крестьянская реформа 1861 года повлекла за собой преобразования местного самоуправления. Одними из первых в России выборные органы земства появились в Николаевске «для ведения делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам». Земства не обладали административной властью. Та оставалась в руках правительственных чиновников. Вся деятельность уездного земства находилась под постоянным надзором губернатора.

Седьмого февраля 1865 года в Николаевске открылось первое уездное земское Собрание. Выборы в него проходили в трех сословных образованиях: помещики, купцы, крестьяне. Причем система была устроена так, что главенствовали в Собрании богатые, состоятельные люди. Крестьянские представители выбирались из тех, кто угоден администрации. Выборы проходили обязательно в присутствии чиновников. Начальство оказывало давление на крестьян. Вопреки очевидной незаконности, первые «выборы», впрочем, как и последующие, были признаны правильными.

Местные земцы весьма медленно проводили в жизнь мероприятия, которые входили в неширокий круг самоуправления. Были случаи, когда члены Николаевской уездной земской управы и ее служащие наживались за счет земской кассы.

Предводитель дворянства М.М. Теняков с 1874 года занимал место председателя Николаевской уездной управы. В 1881 году он был смещен с должности за казнокрадство. К моменту отлучения от управления М.М. Теняков успел пропить и проиграть в карты еще и два имения: свое и жены. Воровство не прошло даром. Четыре бывших члена управы и писарь были отданы под суд.

Земство решало вопросы статистики, здравоохранения, народного образования. Выборы гласных (депутатов) были не прямыми и не тайными. Имели место подлоги, сговоры, открытое насилие.
Но даже такая призрачная выборность не устраивала государственную власть. В июне 1890 года издается «Положение о земских учреждениях», по которому крестьяне были лишены права избирать своих депутатов в земство. Теперь депутатов назначал губернатор из числа выбранных на волостных сходах лиц. От почти полумиллионного Николаевского уезда по новому «Положению», действовавшему до 1917 года, в земское Собрание полагалось девять крестьян, семь купцов и 18 дворян. Дворяне имели здесь поместья, но жили в губернских центрах или столице.

Поэтому на выборы являлись не более десяти дворян, которые жили здесь постоянно. Они объявляли себя депутатами. Это были одни и те же лица. Вот, собственно, и вся «демократия».

Век назад для того, чтобы иметь право голосовать и быть избранным в депутаты Николаевской думы, нужно было иметь имущество, оцененное не ниже 300 рублей. Вот почему число избирателей составляло только семь процентов взрослого населения. Поэтому, когда вам начнут говорить о том, как хорошо жилось при царях, не верьте. Достаток был в незначительной части домов. Бедность постоянно сопутствовала и, к сожалению, нынче сопутствует Пугачеву.
При социализме много и красиво говорили о народовластии и самоуправлении. В необозримом будущем даже предполагалось упразднить государство. Но одно дело – кабинетные теории, другое – реальная жизнь.

В реальной жизни присутствовали Советы, состав которых всегда избирался безальтернативно, то есть фактически назначался. Когда сегодня безальтернативно и открытым голосованием избирают главу района, это сильно напоминает давно прошедшее время. Процедура упрощается до застойной дремоты: кто «за», кто «против». Такая практика расшатывает авторитет местного управления.

Советы при социализме решали вопросы местного свойства, но не самостоятельно, а по рекомендациям партийных органов или по распоряжению вышестоящих властных структур. Советы были частью государства и плановой экономики, отделом партийных органов. Всеобщая централизация, свойственная большевизму, не могла существовать одновременно с чьей-то самостоятельностью.

Г. Аристов