IMG 14

Николаю Нижегородову довелось родиться и вырасти в большой многодетной семье. С малых лет в руках Кольки оживали разные инструменты — самодельная дудочка, губная гармоника, балалайка. Бог одарил его музыкальным слухом и мечтой стать знаменитым музыкантом. Он видел себя только с баяном в руках. Но баян был недосягаем, а жизнь босоногого мальчонки из мордовского села – вот она. Его детство — работа на приусадебном участке в сорок соток и в большом саду. Чтобы как-то прожить, семье приходилось много трудиться. Нужно было выполнить госпоставки и себе оставить на пропитание. Молоко, масло, яйца сдавали государству, себе — тыкву, свёклу, картофель и муку из «серёжек» орешника. Начальную школу он окончил в военные годы в родной Смирновке, а вот в четвертый класс пришлось шлёпать в лаптях за семь километров — в соседнее село. Там тоже увидели его музыкальную одарённость, советовали родителям отдать в музыкальную школу. После седьмого класса поступил в Саранское музыкальное училище, но на класс баяна нужен свой инструмент, а где ж его взять? Поступил на класс фортепьяно. Это было совсем не то. Трудные гаммы и уроки сольфеджио не увлекали — сбежал юный музыкант из училища в родной колхоз, к живой музыке односельчан. Родители видели благополучие своего чада в крепком достатке, а совсем рядом была Рузаевка — крупный железнодорожный узел, который в газетах называли железнодорожными воротами Мордовии. Курсанты железнодорожного училища были сыты, одеты, жили в общежитии. Что ещё надо? Окончил Колька училище, получил специальность слесаря по ремонту паровозов, по распределению поехал в Похвистнево — город железнодорожников, газовиков и нефтяников. Через год перешёл на паровоз кочегаром, а в 1952 году – Армия. При первой возможности купил гармонь. Её ладное звучание успокаивало и дарило радость и самому музыканту, и его слушателям. Кроме музыки и паровозов, было у него ещё одно пристрастие — радиодело. В Энгельсе его армейская служба была связана с обслуживанием радиооборудования самолётов в лётном училище. После демобилизации вернулся в своё депо, из кочегаров перешёл в помощники машиниста, а тут подоспел перевод Куйбышевской железной дороги на электрическую и тепловозную тягу. Поехал Николай снова учиться — на курсы переквалификации с паровозов на электровозы. По возвращении в Доме культуры нефтяников и газовиков познакомился с техником-лейтенантом проводной связи Розой Лариной.

Случайное знакомство переросло в глубокое чувство. Оба пришли на железную дорогу случайно, но музыка вагонных колёс навсегда стала их судьбой. Роза мечтала быть воспитателем в детском саду, но в дошкольном педагогическом училище общежития не было, а в железнодорожном техникуме было, поступила туда, а по окончании — направление в Похвистнево. Они с Николаем болели за одну футбольную команду, смотрели одни телевизионные передачи, ходили на одни концерты, оба любили цирк и народную музыку. Создали семью, а через год родился сын Валерий.

Начало 1959 года встретили в Иркутске, на Восточно-Сибирской магистрали. Николай после курсов работал машинистом, Роза после рождения второго сына – электромехаником связи. Семнадцать лет жизни в большом красивом городе не сделали его родным. Холодный климат и постоянная опасность землетрясений, тоска по неброской красоте природы Поволжья стали причиной переезда в Пугачёв, на родину Розы. Её взяли переводом инженером в техотдел железной дороги. Дали квартиру, но Нижегородовы предпочитали жить в своём доме — небольшом, но уютном. Там Роза могла реализовать свою тягу к гармонии и красоте — двор был на зависть соседям аккуратен и ухожен. Небольшой участок земли кормил семью и радовал глаз: обилие цветов, яблоки, абрикосы, виноград, овощные грядки. Жаль было с ним расставаться, но под старость пришлось перейти в квартиру, так сложилось.

На пенсию машинист Нижегородов ушёл в 1988 году. Без дела тосковал. Знакомые, зная его энергичный характер, предложили его на должность директора парка культуры: место как раз пустовало. Но душа рвалась в другой мир — мир музыки. Лидия Фёдоровна Миронова, директор Дома культуры, позвала в хор аккомпаниатором. Пошёл с радостью. Ансамбль «Веселушки» в нём души не чаял: они совпадали во всём – что называется, спелись. Его гармонь вела мелодию, задавала тон, и тон этот всегда был светлый. Победы в различных конкурсах ансамбля «Веселушек» и хора «Ветеран» – это и победы Николая Григорьевича. Были и личные, например, диплом 1 степени на конкурсе «Играй, гармонь» в честь 50-летия Победы. Мечта догнала старого железнодорожника, и сцена стала явью. Но даже не сцена главное в его жизни, а музыка в душе. Всё так же Николай Григорьевич играет на юбилеях и свадьбах близких знакомых и родственников, даря им радость. Всё так же поют они с Розой Петровной и соседями по вечерам. Вместе болеют за «Локомотив» и «Крылышки», по субботам смотрят любимый канал «Культура», разгадывают кроссворды. Предпочтения молодости остались неизменны. Как и прежде дарят они свою любовь детям, внукам и правнучке, которые отвечают им взаимностью.

Л. Шепелева

На снимке: супруги Нижегородовы