В гостях у “Пугачевского времени” художник, член корреспондент Международной академии культуры и искусства, кавалер ордена Серебряной звезды “Служение искусству”  Валерий Миронов.

54376

– Валерий, признаюсь честно, когда я впервые увидел Ваши картины, то не испытал обычных для себя первых эмоций “нравится” или “не нравится”. Настолько они многосложны. У Вас получается концентрировать в одном полотне символизм, восточную философию, геральдику, мистику. Все это подается в прекрасном исполнении, приправленном названиями, как пикантным соусом для гурманов. Поэтому вопрос, вроде банального: “Как Вы стали художником?” здесь явно будет нелеп. Ваши сюжеты разжигают любопытство к автору и хочется спросить: “Кто Вы, Валерий Миронов? Почему именно так Вы видите этот мир и себя в нем?”

– Не познав себя, мы обречены на заблуждение, и будем развивать и совершенствовать, скорее всего, не то, что надо. Не зря на стене храма Аполлона в Дельфах, одна из Заповедей семи мудрецов гласила: “Познай самого себя”. Это античное изречение стало основным правилом для всех посвящённых. Для верного развития, восприятия окружающего мира необходимо сначала узнать кто ты есть, откуда пришёл и куда идёшь, для чего ты родился и что ждёт тебя после смерти. Я всю жизнь ищу ответы на эти вопросы. В сегодняшнем мире человеческая сущность обрела другие очертания, более материальные. Людям навязываются чуждые правила игры. Природный  мир, в котором в прошлом привык жить человек, уже не представляется вечным порядком. Кто-то подчиняется этим правилам, кто-то пытается сопротивляться за счет усиления духовной жизни, расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества.

У меня это сопротивление началось рано, причем неосознанно. Мальчишкой я садился в электричку и уезжал на выходные в Москву, где часами бродил по музеям и выставкам. Спустя много лет, я понимаю, что мной двигала потребность гармонизировать себя и мир, найти то, что противостоит неорганизованности и хаосу. Ну, и конечно, любопытство. Я сейчас говорю не о заглядывании в чужие окна, а о том любопытстве, которое побуждает к открытиям и не позволяет обществу деградировать. 

– Ваша биография не менее интересна, чем Ваши работы. Прежде чем профессионально заняться живописью Вы пробовали себя в разных, подчас абсолютно противоположных занятиях. Расскажете?

45786

– Классе, наверное в девятом, я на что-то попросил у отца денег. Отец мой, фронтовик, награжденный орденами и медалями, сказал, сынок, ты здоровый лоб и в состоянии заработать на карманные расходы сам. С друзьями подумали, подумали и пошли грузчиками в Райпо. Разгрузка, подноска, укладка – все по тарифу, плюс  то коробка с конфетами порвется, то с колбасой. Были  с деньгами и с продуктами. После школы работал мясником, потом Армия, Уссурийск, Служба специального контроля над ядерными взрывами.  

Демобилизовался не домой, а на комсомольскую стройку Колымской ГЭС. Был скалолазом, заготовителем сена, художником-оформителем. Вернувшись в Москву, посещал воскресную церковную школу, расписывал храм, получил рекомендацию для поступления в Семинарию. Но, внутренне, к такому повороту в своей судьбе оказался не готов. Не готов быть смиренным и прикладываться к чужой руке.

Я всегда рисовал. Только выпадала свободная минута, доставал блокнот и какие-то мысли, сюжеты зарисовывал. В 1985 году поступил в Заочный народный университет искусств на декоративно-оформительское отделение. До последнего не думал, что увлечение рисованием станет моей профессией.

– В одном из интервью Вы сказали, что энергию, которую художник передает картине можно реально почувствовать. Вам интересно как воздействуют Ваши картины на зрителей? По отзывам тех, кто имел удовольствие соприкоснуться с Вашим творчеством вживую, что они чувствовали?

4576

– Вспомнился случай. Была у меня работа на которой изображена испуганная морда слона в профиль, а на против нее, на тонкой ветке дерева сидит мышь. В “лихие 90-ые” приехали ко мне в мастерскую серьезные ребята в кожаных куртках выбирать картину, в качестве подарка для своего шефа. Увидели слона, перекрестились и молча купили. Потом выяснилось, что у шефа была кличка “Слон”, был он нрава крутого и непредсказуемого. Слушался Слон только свою жену, которую называл “моя мышка”.  Такое вот прямое попадание получилось.

Бодлер говорил: “Подобно тому как мироздание есть результат многих творений, каждое из которых дополняло предыдущее, так и гармоническая картина состоит из ряда наложенных одна на другую картин, где каждый новый слой придает замыслу все больше реальности и поднимает ее на ступень выше – к совершенству.”  Я долго работаю над картинами и, естественно,   “нагружаю” созерцателя тем катарсисом, от которого освобождаюсь сам в процессе создания полотна. Кто-то восхищается, кто-то удивляется, кто-то испытывает страх. Сколько людей, столько и эмоций, все очень индивидуально.

– Ваша мастерская напоминает одновременно берлогу, в самом добром и уютном понимании этого слова, и музей всяких интересностей. Это тоже отображение внутреннего мира, как и картины?

4578

– В моей мастерской, помимо картин, есть коллекция холодного оружия, африканских масок… Приобретая или получая в подарок очередной экспонат, я ищу информацию о его происхождении, истории. Скажем, загадочные для европейца формы и элементы декора африканских масок для большинства жителей Африки– это открытая книга, которая может о многом рассказать. И так далее.

Человек живет среди людей, среди вещей, идей, смыслов. Предметы характеризуют личность, внутренний мир и интересы человека. Тенденции современного дизайна – голые стены, абсолютно ничего нет и не поймешь, кто в этом жилище живет. Такая коробочка для винтика, который будет извлечен из нее и снова ввинчен в машину, которая работала.

И сравните это, скажем, с интерьером кабинета английского лорда – библиотека, коллекция ружей, бабочек, камин, портреты предков… Мы видим, чем этот человек интересовался, как жил.

– Поиск собственного стиля. Всегда ли это поиск себя?

5437

– Я пишу не для средне статистической аудитории, мой зритель думающий. Я пишу вообще для того, чтобы это было. Стать востребованным просто, достаточно научиться сносно малевать, так называемую “зеленку”.  Лужок, домик, пара лебедей, маки – идут на “ура”. А у меня – непонятная картина, да еще текст к ней “Помни место страсти для обозрения ее возвышая”. Надо уже размышлять, напрягаться…

Была как-то региональная выставка на художественном салоне “Арт-Пермь”. Столько восторженных поклонниц в одном месте я никогда не видел. Причем, когда они давали свои визитки, все оказались профессорами, доцентами, научными сотрудниками.  Добрые отзывы людей, посвятивших  свою жизнь развитию науки и искусства дорогого стоят. И зацепило их то, что отличает меня от других, то, что свойственно именно мне. Хотя, поиск своего стиля –процесс длительный, а, может, даже бесконечный.

– Помимо всех Ваших талантов, Вы еще и замечательный рассказчик. Один наш с Вами общий знакомый Сергей Пилипенко показывал запись с заседания сигарного клуба, где Вы совершенно бесподобно рассказывали анекдот про 15 воробьев. Это врожденная способность или приобретенная?

3457

– Еще в детском саду я заметил за собой такую особенность. Я мог собирать вокруг себя друзей и рассказывать экспромтом сказки. Причем, самого разного плана – про колдунов, шпионов, космических пришельцев. Потом, когда я стал много читать, то понял, что можно не самому придумывать, а пересказывать услышанное и прочитанное. Наблюдать, подмечать детали, облекать созерцаемое в художественную форму очень увлекательно. Скорее всего, это врожденная способность, которую я  шлифовал и совершенствовал, причем, не специально, а потому что это было мне интересно.

–  Что определило, в Вашем случае успех как художника – талант, трудолюбие, воля случая, может быть что-то еще?

– Успех, слишком громко сказано. За моими картинами в очередь не выстраиваются. Наверное, все вкупе. Пишу каждый день с 12 часов дня до 12 часов ночи. Но, для меня это не работа, а образ жизни. Как-то меня спросили, медитирую ли я, чтобы добиться определенного состояния сознания? Более тысячи картин, написанных мной за тридцать лет, созданы в состоянии уединения, когда рядом нет никого, никто не отвлекает. Тогда я получаю настоящее удовольствие от процесса материализации собственных мыслей.

– Да Винчи приписывают такую фразу:  “Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат”. У Вас есть любимые писатели, поэты? Какие произведения литературы формировали Вас как личность?

34576

– В детстве был Джек Лондон. Затем русская классика – Чехов, Куприн, Бунин, Достоевский. Японская литература, китайская. Я разделяю литературу массовую и элитарную. Однажды А. Вознесенскому задали вопрос, кого из современников он считает лучшим поэтом. Вознесенский ответил, что мимо многих подлинных талантов, известность прошла мимо.  И рассказал об омском поэте с  трагической судьбой А. Кутилове. Я нашел его стихи, почитал и был поражен искренностью, философской глубиной и пронзительностью его текстов:

А в детстве всё до мелочей
полно значения и смысла:
и белый свет, и тьма ночей,
крыло, весло и коромысло…  

И чешуя пятнистых щук,
цыплёнок, коршуном убитый,
и крик совы, и майский жук,
и луг, литовкою побритый.

Как в кровь – молекула вина,
как в чуткий мозг – стихотворенье,
как в ночь июльскую – луна, –
в сознанье входит точка зренья.

– Современная молодежь. Что Вам нравится в ней, а что вызывает раздражение?

– “Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей”.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Первая цитата принадлежит Сократу (V веке до н.э.), вторая Гесиоду  (720 год до н.э.). Еще тысячелетия назад молодежь порицали, обвиняли во всех тяжких. С тех пор ничего не изменилось.

Я отношусь к поколению молодых нормально. Среди них много умных и талантливых ребят. Огорчает их повальное увлечение гаджетами, преобладание материального над духовным, когда уткнувшись в смартфон не видишь стоящей в транспорте бабушки с тяжелыми сумками, а в наушниках не слышишь крика о помощи.

– Дж. Толкин придумал Средиземье, Джоан Роулинг – Хогвардс. Авторы рисуют воображаемые миры, чтобы убежать от реальности в детство, где были счастливы и беззаботны? Как Вы думаете?

– Даже в детстве каждый счастлив по своему. Кто-то лечил голубя со сломанным крылом, а кто-то душил в подвале кошек и отрывал мухам крылья. Мы продолжаем играть в эти игры, периодически меняя возрастную категорию. И присмотревшись к поведению и поступкам того или иного человека можно определить чем он увлекался в юные годы. Может, поэтому Дж. Толкин написал “Властелин колец”, а  Гитлер “Майн кампф”.

– Можно добавить немного желтизны в нашу с Вами беседу, специально для тех, кого тошнит от заумных разговоров? Сколько зарабатывает успешный художник, чьи картины считают за честь иметь в своих коллекциях испанский князь, послы иностранных государств, политики и банкиры?

346

– Деньги величина относительная, их не бывает много или мало. Обычно их бывает больше, чем у кого-то, или меньше, чем у кого-то. К тому же, художник не продает свои картины, а может уступить их за определенный творческий гонорар, который устраивает его в данный момент.

– Несмотря на энциклопедичность Ваших знаний во многих областях, свой взгляд на окружающую действительность – Вы человек, на редкость позитивный, опровергающий изречение Екклезиаста: “Многие знания, многие печали”. Как Вам это удается?

3456

– Конфуций говорил: “Если ты не в силах поменять обстоятельства, поменяй отношение к ним”. Расколотить лбом бетонную стену еще никогда ни у кого не получилось. Нужно просто делать свое дело и результат не замедлит сказаться. Я  уверен, что мое неприятие хамства, невежества, подлости, лжи и бескультурья передается через картины.

И если посмотрев мои работы, кто-то станет чуть добрее, вежливее, внимательнее к другим, задумается хотя бы на минуту над своей жизнью –  я буду считать, что моя игра стоит свеч.

Вопросы задавал С. Аристов