В педагогические вузы идут главным образом троечники, но и они не хотят потом работать с детьми. Представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) с помощью фонда «Национальные ресурсы образования» провели масштабный мониторинг ситуации в российских школах.

4567

Согласно майским указам 2012 года, средняя зарплата учителей должна была за шесть лет достичь такой же по регионам. Статистически этого даже удалось добиться, но, к сожалению, больше цифровой эквилибристикой, чем реальным ростом доходов педагогов. Рискнем даже предположить, что сама постановка задачи была ошибочной — она провоцировала местные власти во имя исполнения указа рушить человеческие судьбы.

Экспертный центр Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» указывает, что с 2014 года в российских школах было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. В России устойчиво растет рождаемость, число школьников увеличивается почти на миллион в год. Только к 1 сентября 2017 года были открыты 76 новых школ, за учебный год — не менее ста. А педагогов становится меньше. В ОНФ решили проверить, как же этот парадокс разрешается на практике.

ОНФ опросил 3110 педагогов из 82 регионов и выяснил: 48% опрошенных заявили о нехватке учителей. В 37% школ недостает педагогов по одному-трем предметам, в 8% — по четырем-пяти, в 3% — по 5-10%, наконец, в 0,3% российских школ (это примерно девять представителей опроса, то есть свыше 120 учреждений по России) — более чем по 10 предметам. Школа есть, а учителей нет.

5786

Разумеется, при этом процветают взаимовыручка и «многостаночность». Учителя, исключая совсем уж специализированных трудовиков и физкультурников, могут вести, кажется, любой предмет, по мере сил подменяя недостающих сотрудников. Понятно, что такие уроки сводятся, как правило, к чтению учебника вслух и к настоящему, качественному школьному образованию никакого отношения не имеют.

РБК цитирует заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанину, которая констатирует, что идет «латание кадровых дыр», что многие опытные педагоги «отговаривают молодых учителей идти работать в школу». Здесь, конечно, есть боязнь конкуренции, но гораздо больше, увы, трезвой оценки вещей.

Вызывает вопросы уже не у ОНФ, а у всех разумных жителей нашей страны уровень этих молодых учителей. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в вузах по специальности «Педагогическое образование» в 2016-2027 годах — 68,3. Ниже — почти сплошь инженерные специальности («Материалы», «Машиностроение», «Металлургия», «Строительство»).

Чтобы стать педагогом, нужно меньше баллов, чем, например, для поступления по направлению «Охрана памятников» (69,1), «Сестринское дело» (69,8), «Сфера обслуживания» (70,4).

Для сравнения, специальность «Экономика» требует в среднем по России 80,2 баллов, хотя преподавание этого предмета находится в нашей стране на крайне низком уровне и не котируется нигде за рубежом. Ну а на первом месте среди популярных направлений — «Юриспруденция» с 82,3 баллами (все цифры приведены по данным проекта «Яндекс.Просвещение», сотрудничающего с «Высшей школой экономики»).

И надо сказать, что ситуация еще худо-бедно улучшается. Сейчас заканчивают образование те, кто поступил со средним баллом 64 (2013 год) и 62 (2014 год). Эти троечники точно станут хорошими учителями?

В Москве ситуация совершенно иная: 78,6 баллов в Московский педагогический университет (МПГУ) и 77,9 — в Московский городской педагогический университет (МГПУ), высокие зарплаты, полная укомплектованность, реальная конкуренция между учителями. Вот только уже за МКАДом, в Московской области, начинается реальная картина, лишний раз подчеркивающая, насколько далека Москва от остальной России.

При подобном среднем уровне неудивительно, что больше всего Россия нуждается в преподавателях математики. Здесь, начиная с седьмого-восьмого класса, от учителя требуется определенный интеллект, пересказом учебника не обойдешься. 44% опрошенных заявили о нехватке в школах именно математиков.

На втором месте — иностранный язык (39%), что несколько огорчает, учитывая бум преподавания языков в стране. Впрочем, чемпионат мира по футболу показал, что изучение и знание языка — очень разные вещи: наши соотечественники предпочитали общаться с гостями посредством улыбок и жестов.

В 30% школ не хватает учителей русского и литературы, и вот это действительно странно. Какой-то особой квалификации тут по нынешним временам не требуется: говоря цинично, надо прочитать порядка сотни книжек да вызубрить правила. Однако желающих не хватает. Зато на рынке копеечного рекламного копирайтинга — сплошь и рядом люди с педагогическим образованием.

В 26% школ не хватает педагогов начального образования. Это специфическая, сложная работа, и понятно, что желающих не так уж много. Кстати, все чаще на такие вакансии претендуют иммигранты из стран бывшего СССР, прочно оккупировавшие рынок нянечек и потихонечку пробирающиеся наверх.

4568

В 21% школ не хватает «физиков», в 15% — «химиков». Списочный состав этих специалистов намного меньше, чем у «математиков», потому и доля нехватки относительно невелика.

Потрясает нехватка 14% учителей истории, ведь этот предмет у нас, увы, преподается чаще всего именно методом «не бей лежачего» — чтением учебника вслух. Любой из вас мог бы преподавать историю не хуже большинства профессиональных учителей из провинциальных школ. Но вы не хотите, вам нужны приличные зарплаты.

Что ж, зато учителей физкультуры и ОБЖ у нас практически полный комплект. Задачку решить не сможем, диктант напишем с ошибками, но по морде надаем качественно, да еще и убежать сумеем. Это точно главная задача школы?

Решением кадровой проблемы могло бы быть привлечение в школу специалистов без педагогического образования. Строго говоря, это уже делается: профессиональный стандарт «Педагог» подразумевает, что «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы». В реальной же жизни, к сожалению, руководство и школ, и особенно вышестоящих организаций всеми силами противится найму таких специалистов, мотивируя это заботой о детях. Интересно, что в колледжах и вузах с этим нет никаких проблем, напротив, на упоминавшейся специальности «Машиностроение» только посмеются, если им порекомендуют преподавателя с педагогическим образованием.

Ну а собственно педагогические правила, стандарты, приемы, которые действительно нужно знать будущему учителю, не так уж сложны, чтобы умный человек не мог их осилить по экспресс-программе за три-четыре месяца.

В остальном же дети окажутся только в плюсе: опытный историк или журналист расскажет о битве при Бородино так, что дети будут в гаджетах не картинки инстаграмные смотреть, а искать дополнительную информацию. А хороший инженер покажет физические законы на конкретных примерах и объяснит, как они действуют в реальной жизни.

И здесь надо вспомнить проблему изменения пенсионного возраста. Вот она, казалось бы, ниша для новых пятидесятилетних — передавать свой богатый опыт детям, готовить их к реальной жизни, давать в рамках школьной программы действительно полезные знания. Дети — чуткие люди, они легко отличают педвузовца-шпаргалочника от настоящего специалиста. И относятся соответствующим образом.

Пока что Минобрнауки этого боится: кто знает, чему научат детей такие специалисты? Но другого выхода, другого пути ликвидации кадрового дефицита у нашей школы нет. Мы должны не просто на бумаге разрешить, мы должны звать специалистов в школы, обращаться к ним через социальную рекламу, через билборды…

Жаловаться на риски смешно. В эпоху всеобщего видеонаблюдения не проблема проконтролировать учителя, прослушать его уроки, сделать соответствующие выводы.

Михаил Мельников, tsargrad.tv