Семь веков назад на месте Пугачева был средневековый город, караван – сарай, опорный пункт степного шелкового пути. Жители поставили здесь три мечети, минареты на которые поднимались муэдзины и творили молитвы, призывая к добру и миру. Но люди не слышали голос творца. Одна война следовала за другой. На территории нынешнего Красноярского района Самарской области состоялась битва между войсками хромого Тамерлана и ордой наследного золотоордынского хана Тохтамыша. Тамерлан одержал победу. Он насыпал курганы над павшими воинами, а дорогих его сердцу эмиров похоронил на берегу Иргиза, на том месте, где сейчас находится Пугачев. Во всяком случае, такую запись оставил потомкам венецианский монах Фра – Мауро. В XV веке во время путешествия он был здесь и видел величественные надгробия.

8765

Ханство пало. Люди ушли искать новое пристанище. А возле речного переката остались только мусульманские храмы. В тишине и безлюдье их медленно разрушало время. Когда, века спустя, первые русские пришли сюда, они еще застали развалины мечетей. Отсюда пошло и название поселения – слобода Мечетная. Она была образована в 1764 году.
На Иргизе собиралась вольница, люди, для которых свобода и справедливость были высшими ценностями. Потом по царскому указу пришли старообрядцы, твердые в своей вере, бескомпромиссные, неотступные. Это были великие труженики. Они обжили дикий край, обустроили место обитания, создали и расширили хлебные нивы, завели стада скота и табуны лошадей.

Здесь селился мятежный люд. Недаром отсюда вышла идея крестьянской войны. Идеолог восстания игумен Филарет не только «крестил» Емельяна Пугачева в лжецаря, но и дал деньги на бунт, не жадничал и не прогадал. Крестьянская война не уравняла бедных и богатых, но она потрясла Империю и заставила престольные умы думать о социальной справедливости. Последующая отмена крепостного права своими корнями уходит к Иргизу, к жестокому емельянову протесту: так жить нельзя.
Первые колонисты дали последующим поколениям отвагу, удаль, преданность дому, трудолюбие, крутой нрав, ненависть к врагу, способность жертвовать собой. Здесь жил народ, способный совершать ратные и трудовые подвиги. Но мы забываем об этом, теряем связь поколений, мы уже не помним выдающихся имен, не вписываем их в названия улиц, площадей, скверов. Мы вспоминаем ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто вышел из Пугачева и воевал по миру, в горячих точках, защищал интересы Державы только по памятным датам.

В прискорбном состоянии памятник на могиле павших красноармейцев. Когда – то здесь горел вечный огонь. Сейчас не горит. Кто его потушил, кто загасил пламя в душах молодого поколения, кто вытаптывает память о романтиках революции, людях, преданных высоким идеалам? Вместо памяти – отговорки о нехватке средств. Экономя на воспитании, мы получаем поколение, которое мочится на спину старикам.

До революции николаевский лесопромышленник, основатель местного деревообрабатывающего производства Д.Н. Ястребов всем своим рабочим строил дома, предоставлял кредиты и льготы. Он руководствовался здравым смыслом. Причем отношения с подчиненными у него были построены на доверии. Выдавая ссуды, он, например, говорил:
– Отдашь долг, когда сумеешь.

Высокие деловые и нравственные качества привели Д.Н. Ястребова к общественному признанию. Несколько лет он являлся городским головой старого Николаевска, многое сделал для развития территории. Сейчас жители района смотрят вокруг. Они хотят видеть таких же людей дела: инициативных, ответственных, заботливых, масштабных, щедрых, умных.
Многие предприниматели Пугачева занимаются благотворительностью. Но нужды в деньгах больше, чем самих денег. Поэтому деловые люди должны богатеть, развивать производства, чтобы вместе с ними богател город и люди в нем. Но не тут-то было.

Перестройка, реформы, бездарное управление обездолили Пугачев. То, что происходит сейчас, добивает его окончательно. Переход к делегированной системе выборов депутатов районного Собрания, по сути, ставит крест на местном самоуправлении как таковом. Предприниматели не выдерживают налогового прессинга со стороны государства и уходят в тень, либо закрываются.

Сетевики, оккупировавшие территорию, не платят в местный бюджет ни копейки. Монополисты, вроде «Облводоресурса», подобно диким ордам совершают набеги на район, рвут пломбы на счетчиках, а затем выставляют бизнесменам астрономические счета.  При этом без зазрения совести подают населению воду, не соответствующую нормативам СанПиН. Мусорщики взвинчивают тарифы, обосновывая их утилизацией и новыми технологиями, а на деле продолжают закапывать отходы.

Вранье и откровенный грабеж давно стали нормой в отношении власти и околовластных структур к своим гражданам. Чего стоит одна только пенсионная реформа!

Партия власти пытается перед очередными выборами подняться в рейтинге, анонсируя ремонт тротуаров и другие подобные мероприятия. Но никто не говорит о том, что всё это выглядит как подачки жителям, грубая попытка купить голоса. Да вы господа хорошие, лучше бы оставили в Пугачеве большую часть налогов, которые забираете в столицу и область, и мы бы сами отремонтировали тротуары, дороги, реконструировали коммуникации и т.д.

С древних времен известно – хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь — дай удочку. А вы нас всё рыбой и то, исключительно перед выборами!

Мы жили надеждой, что все образуется: появятся рабочие места, по дворам и улицам пройдут новые инженерные сети, вырастет заработок, преобразится территория. Маленький красивый город на берегу красивой реки. Место для радостного детства и спокойной старости. Только надежда растаяла, а на ее место пришло разочарование. В 30 километрах от Пугачева строится «завод смерти» по утилизации отходов I и II классов опасности  и комбикормовый завод.

Мятежные гены пугачевцев последний раз проявились в 2013 году после известных событий. В один момент пришло понимание, что мы не стадо баранов, которых готовят на убой, а люди, со славной родословной и правом на достойную жизнь. Тогда вздрогнула не только областная власть, но и федеральный центр.

Кому сейчас нужны эти игры с огнем и провоцирование социальной напряженности в обществе? Кто подкладывает дрова под и без того кипящий котел возмущения и недовольства происходящим? По логике вещей подобные действия должны быть расценены как диверсия против устоев государства, виновные установлены и привлечены к ответственности. Дождемся ли мы этого?

С. Вершинин