На вопросы корреспондента газеты отвечает директор Пугачевского филиала ФГБОУ ВО «Саратовский университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова» Ольга Николаевна Семенова

— Ольга Николаевна, в 2025 году вы преодолели тревожную тенденцию прошлых лет и набрали на бюджет 127 человек. С чем вы связываете этот успех и стабильный интерес абитуриентов именно к вашему учебному заведению?
— Вы знаете, это результат нашей системной работы. Интерес возвращается не сам по себе. Сработало несколько факторов. Во-первых, это, безусловно, наши давние, проверенные временем специальности, такие как «Агрономия» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», которые всегда были фундаментом для трудоустройства в нашем районе. Во-вторых, мы активно участвуем в федеральных проектах, например, «Профессионалитет» для агрономов, что делает обучение более практико-ориентированным и привлекательным. Ну и, наконец, мы не стоим на месте: рассказываем о себе, о наших победах в чемпионатах «Профессионалы» и международной Вавиловской олимпиаде. Родители и абитуриенты видят, что здесь можно получить не просто корочку, а реальную профессию и перспективу.
— Вы планируете открытие двух новых специальностей: «Агромелиорация» и «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Почему выбор пал именно на эти направления, и как они впишутся в экономический профиль Пугачевского района?
— Это абсолютно логичный и стратегический для нас шаг. Пугачёвский район – аграрный. Но современное сельское хозяйство – это не только посеять и собрать. Это умение управлять водными ресурсами, проводить орошение, знать мелиорацию. Специалисты-агромелиораторы будут востребованы в наших хозяйствах. Что касается ландшафтного строительства, то посмотрите, как преображаются наши сёла и сам город, как растёт запрос на благоустройство территорий, на создание красивых и комфортных общественных пространств. Мы хотим готовить именно таких специалистов – которые смогут делать наш район ещё уютнее и современнее. Эти специальности – прямой отклик на потребности экономики территории.
— Ваши преподаватели выступают в роли федеральных экспертов и участвуют в разработке образовательных стандартов. Как этот уникальный опыт в итоге возвращается студентам в аудиториях Пугачевского филиала?
— Это очень важный момент. Когда наш преподаватель работает в Федеральном учебно-методическом объединении или участвует в создании заданий для демонстрационного экзамена по всей стране, он находится на самой передовой линии профессионального образования. Он видит самые современные тенденции, требования работодателей, новые методики. И всё это знание он буквально на следующий день приносит в аудиторию. Наши студенты учатся не по каким-то абстрактным программам, а по тем, которые уже завтра станут стандартом. Они получают самые актуальные знания и навыки, потому что их педагоги сами эти стандарты и формируют.
— Программа «Профессионалитет» для агрономов – это тесная связь с работодателями. Можете привести конкретный пример, как это партнерство меняет сам подход к подготовке кадров? Стали ли выпускники-агрономы более «готовыми» к реальной работе в поле?
— Конечно. Раньше студент приходил на практику и мог просто наблюдать. Сейчас, в рамках «Профессионалитета», представители хозяйств участвуют в формировании дополнительных профессиональных компетенций. Они говорят: «Нам нужен специалист, который, например, «знает технологию возделывания с/х культур, владеет цифровыми технологиями в агрономии и принципами бережливого производства». И мы эти компетенции включаем в обучение. Более того, все производственные практики мы теперь проводим через Портал «Работа России», что делает их официальными и структурированными. Студент не просто «отбывает» практику, а выполняет конкретные задачи, его работа документируется. Да, выпускники приходят на предприятия более подготовленными, потому что они уже погружены в реальные процессы, знакомы с техникой и технологиями, которые используются именно в нашем регионе.
— Демонстрационный экзамен вместо традиционного – это серьезный вызов. Ваш филиал уже имеет аккредитованные площадки по строительству и экономике. Планируете ли распространить этот практический формат аттестации и на другие специальности, например, на землеустройство?
— Это наша прямая и ближайшая задача. Мы уже видим, насколько демонстрационный экзамен, где студент не отвечает на билет, а выполняет реальное практическое задание, объективно показывает уровень его подготовки. И мы активно движемся в этом направлении. Согласно решению ректората, до конца 2026 года мы должны оборудовать современные площадки для проведения такого экзамена по специальностям «Землеустройство» и «Природоохранное обустройство территорий». Будем закупать компьютеры, специализированное программное обеспечение. Наша цель – чтобы каждый наш выпускник подтверждал свою квалификацию делом, а не просто словами.
— 100% трудоустройство выпускников – впечатляющий результат. Однако 24% из них были призваны в армию. Есть ли у вас механизмы, чтобы после срочной службы эти ребята могли вернуться и найти работу по специальности здесь, в районе?
— Это очень важный и правильный вопрос. Да, для нас 100% занятость – это в том числе и те ребята, кто честно выполняет свой долг перед Родиной. Мы не вычёркиваем их из списков после вручения дипломов. Напротив, у нас налажены прочные связи с ведущими работодателями района. Мы постоянно взаимодействуем с Управлением сельского хозяйства. Начальник Управления Анна Николаевна Одинокова и председатель районной профсоюзной организации АПК Николай Сергеевич Стрельцов активно содействует в трудоустройстве наших выпускников, ежегодно награждают студентов именными профсоюзными стипендиями, вручают Благодарности за высокие показатели работы в с/х организациях. Мы держим эту связь и будем рекомендовать наших ребят после возвращения со службы. Они наши, пугачёвские кадры, и мы заинтересованы, чтобы их потенциал был реализован здесь, на родной земле.
— Валерий Исмаков помог вам приобрести водонагреватели в общежитие. Насколько важна для вас такая, казалось бы, частная, поддержка со стороны местного сообщества и бизнеса?
— Государственного финансирования хватает на многое, но далеко не на все мелочи, которые, по сути, определяют качество жизни наших студентов. Установка водонагревателей в общежитии – это сигнал нашим ребятам, что о них заботятся, что они не одни. Для меня такая помощь – это проявление настоящего партнёрства и гражданской ответственности. Мы очень благодарны Валерию Сахалкиреевичу и всем, кто нам помогает. Хочется выразить слова благодарности и Шиндиным Василию Петровичу и Юрию Васильевичу, Голубеву Сергею Николаевичу и многим другим за оказание реальной материальной поддержки и помощи, необходимой для участия студентов в областных и всероссийских профессиональных конкурсах, для обустройства лабораторий, базовых кабинетов. Это та самая связь с местным сообществом, без которой современному учебному заведению трудно быть по-настоящему успешным.
— Ваш волонтерский отряд и центр помощи участникам СВО пользуются большой поддержкой студентов. Что, на ваш взгляд, мотивирует современных молодых людей заниматься такой работой?
— Я думаю, их мотивирует искреннее желание быть полезными, чувство сопричастности и, если хотите, дух единства. Когда ребята из отряда «Творить добро ради добра» помогают пожилым людям или приводят в порядок мемориал на Дмитровском кладбище, они видят реальный результат своего труда, живую благодарность. А в Центре помощи участникам СВО, который мы создали вместе с «Боевым Братсвом», они чувствуют, что могут поддержать тех, кто защищает нашу страну. Плести маскировочные сети, собирать гуманитарную помощь – это конкретное, осязаемое дело. Это воспитывает в них патриотизм, милосердие и ответственность.
— Материально-техническая база. Что в приоритете на ближайший год?
— В прошлом году мы направили на укрепление материальной базы около 1,5 миллиона рублей. Самым значимым, на мой взгляд, стало оснащение лабораторий программного обеспечения и вычислительной техники. Мы закупили новые компьютеры и МФУ. Для IT-специальности это основа основ. На ближайший год у нас несколько ключевых приоритетов, в числе которых — оборудование тех самых площадок для демонстрационного экзамена по специальностям «Землеустройство» и «Природоохранное обустройство территорий».
— Сроки по оснащению новых лабораторий для агромелиорации и ландшафтного строительства расписаны до 2027 года. Это долгосрочный план. С какими самыми большими сложностями вы сталкиваетесь при создании таких современных учебных пространств?
— Основная сложность, с которой сталкивается любое учебное заведение – это, конечно, финансирование. Оснастить лабораторию «Гидравлики» или «Декоративной дендрологии» в соответствии с современными требованиями ФГОС – задача дорогостоящая. Оборудование, специальные установки, коллекции растений – на это требуются значительные средства. Мы решаем этот вопрос поэтапно, в рамках выделенного бюджета и, надеемся, с привлечением внебюджетных источников. Вторая сложность – это время. Нужно не просто закупить оборудование, но и грамотно его установить, опробовать, вписать в учебный процесс. Срок до 2027 года – это реалистичный план, который позволяет нам сделать всё качественно, без спешки, чтобы студенты пришли уже в полностью готовые, современные лаборатории.
— Ваши студенты показывают блестящие результаты на областных и всероссийских конкурсах, таких как чемпионат «Профессионалы», «Аграрий» или Вавиловская олимпиада. Есть ли у вас «золотой фонд» – преподаватели, чьи студенты стабильно становятся призерами, и в чем их секрет?
— «Золотой фонд» – это точно про наших педагогов! У нас 12 преподавателей из 16 имеют высшую квалификационную категорию, один носит звание «Почетный работник СПО». Секрет их успеха, мне кажется, в сочетании нескольких факторов. Во-первых, это глубочайшее знание своего предмета и постоянное профессиональное развитие – многие сами являются победителями конкурсов вроде «Мастер года». Во-вторых, это искренняя увлечённость и умение зажечь студента, показать ему красоту будущей профессии. И, в-третьих, это индивидуальный подход. Они не просто читают лекции, а по-настоящему готовят каждого участника, передают ему свой опыт, учат не бояться сложных задач. Их победы – это закономерный результат огромного труда и преданности своему делу.
— Если бы вам нужно было сформулировать главную, ключевую задачу, которую вы должны решить как директор в течение следующего года, что это было бы?
— Самая главная, стратегическая задача на следующий год – это создание по-настоящему современной полноценной образовательной среды. Что я имею в виду? Это не просто открытие одной новой специальности. Это комплекс мер: и лицензирование новой востребованной специальности «Информационное моделирование в строительстве», и старт программ дополнительного образования, и увеличение числа оснащенных аккредитованных площадок для демонстрационного экзамена. Мы должны сделать так, чтобы Пугачёвский филиал был местом, куда хочется приходить учиться, где есть вся необходимая техника, комфортные условия и самые актуальные образовательные программы. Задача – не просто развиваться, а сделать рывок в качестве, чтобы наш выпускник был конкурентоспособен не только в районе, но и в регионе, и был уверен в своём завтрашнем дне. Чтобы он мог с гордостью сказать: «Я учился в Пугачёве».
Вопросы задавал С. Аристов


