Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил о том, что качество школьного образования снижается в странах, которые делают акцент только на функциональной грамотности, — России не следует идти этим путем. В пример приведена Финляндия, которая падает в образовательных рейтингах. “Почему? Потому что в этих странах сделан акцент на смещение образовательной политики в сторону, например, усиления только функциональной грамотности, а не предметных базовых знаний», – констатировал министр.

7654

Наконец-то. То есть, после трех десятилетий реформ, которые привели к тому, что молодежь через одного не умеет правильно писать окончания глаголов совершенного и несовершенного вида, да и вообще говорит на все более странном русском языке, констатировано – мы шли не туда. И теперь надо обернуться к лесу задом, а к знанию передом и идти уже в верном направлении. Пикантность заключается в том, что отказ от предметных базовых знаний в пользу функциональной грамотности был смыслом реформ, проводимых в сфере образования в постсоветское время. Мы уверенно и широкими шагами шли от “знаниевого” подхода в образовании к “деятельностному”. При этом главными реформаторами российского образования у нас по-прежнему остаются не министерства просвещения и обрнауки, а глава Сбера Греф и муж главы ЦБ Кузьминов. Которые продолжают генерировать массу изумительных идей относительно того, как улучшить российское образование на западный манер.

Дело уже дошло до того, что в стране все меньше остается даже своих научных журналов, большая часть регистрируется в американских опять же рейтинговых системах. Печататься в этих журналах, в основном, предлагается за деньги. А те, кто печатаются только в отечественных, имеют все меньше шансов на возможность преподавания.

Теперь, видимо, начнется лихорадочное переписывание образовательных стандартов, а вслед за ними и программ. Новые учебники и вообще… Обозначился тренд на возвращение к истокам. Советским, хотя об этом стесняются пока что говорить. Шок ожидается не только в школах, которые от шоков реформ не могут отойти десятилетиями, но и в вузах, где предстоит по полной хлебнуть с нововведениями.

Я вот думаю, а когда все-таки решатся зачеркнуть главу с ЕГЭ – уже в ближайшем будущем или чуть попозже. Потому что ЕГЭ – это как раз один из краеугольных камней реформ, исковеркавших наше образование. Ибо без ЕГЭ учат, а на ЕГЭ – натаскивают. Сдача ЕГЭ превращается в главную задачу российского среднего образования. Хиреющего на глазах.

Когда президент Путин проникновенно говорит о том, что социальные сети манипулируют сознанием людей, то он прав. Но президент не говорит всей правды – манипулировать гораздо легче именно недоучками, которых клепает “европейскоориентированное” образование. В котором европейского – только форма.

Надо отменять “болонку” – это, надо думать, уже тоже не за горами. Потому что образовывать надо для российской экономики и российского же общества. А не для Европы, она пусть образовывает для себя сама.

В общем, кажется, лед тронулся, господа присяжные заседатели. будем надеяться…

В. Амиров, кандидат филологических наук