Порожденное глобализацией неравенство можно устранить благодаря децентрализации и пересмотру межбюджетных отношений. Такие выводы содержатся а материалах, опубликованных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

4678

Авторы исследования настаивают на необходимости перераспределения властных полномочий и передаче их как центру, так и на места («федерализм песочных часов»). Региональные власти должны превратиться из главного поставщика госуслуг в контролера и координатора, надзирающего за деятельностью местных властей, а также в посредника между ними и федеральным центром.

В свою очередь децентрализация повлечет за собой пересмотр межбюджетных отношений. По данным организации, в 2014 году в странах, входящих в ОЭСР, на региональные правительства в среднем приходилось 33 процента всех госрасходов и 19 процентов доходов. Муниципалитеты же, как правило, обладают минимальной автономией и вынуждены опираться на поступления от регионов. При этом долги регионов составляют небольшую часть общего госдолга (17 процентов в странах ОЭСР в 2013 году или 13 процентов ВВП), они достигают 80 процентов собственных доходов, говорится в исследовании.

«Высокая закредитованность региональных правительств может вызываться как скромной налоговой базой, так и структурными проблемами, при которых собственных доходов и межбюджетных трансферов недостаточно для исполнения обязательств. Свою роль также может играть фактор мягких бюджетных ограничений, то есть укоренившейся практики спасения регионов от банкротства за счет помощи сверху. Так, отметим, российские регионы были вынуждены брать короткие и дорогие банковские кредиты для исполнения майских указов, которые впоследствии пришлось замещать сверхльготными бюджетными займами», – пишет издание.

По мнению экспертов ОЭСР, для разрешения подобных проблем децентрализация и увеличение фискальной автономии должны сопровождаться повышением финансовой дисциплины региональных и муниципальных властей. Также не стоит избегать применения механизмов банкротства региональных правительств – одно только наличие такой опции послужит сдерживающим фактором. Оптимальный вариант – передача муниципалитетам достаточных фискальных полномочий (возможно, включая долю в региональных налогах) вместе со всеми долговыми обязательствами. А также расширение участия частного капитала в инфраструктурных расходах (через инфраструктурные банки) или прямой доступ к пенсионным фондам.

К сожалению, Россия не может воспользоваться данными рекомендациями, поскольку субъекты РФ уже сейчас несут большую часть нагрузки по обязательствам перед населением, тогда как автономии и фискальных полномочий у них меньше, чем в других странах с федеративным устройством. К тому же одним из главных механизмов проведения федеральной политики остаются бюджетные трансферты, а в некоторых регионах (Северный Кавказ, Дальний Восток) за счет центра финансируется большая часть расходов, подчеркивает СМИ.

www.medialeaks64.com