Рост цен в Пугачеве на продукты питания составил от двадцати до тридцати процентов
На местном рынке цена за килограмм свинины по сравнению с летом возросла с 180 – 250 до 330 – 350 рублей за килограмм, яйца, десяток которых в июле стоил 35-40 рублей, сегодня продают за 55-60 рублей. С 30 до 40 рублей выросла цена на молоко. Средняя цена за литр сметаны составляет 300 рублей, по сравнению с прежней стоимостью – 200 рублей. С 10 августа по 24 декабря цены выросли более чем вдвое на чай, мясо кур, сливочное масло, гречку, рис и яйцо. Будто нет у нас тургеневской птицефермы, которая по объемам сравнима с птицефабрикой, вывелся скот, а обещанное подорожание хлеба на 10 процентов совершенно не вписывается в пугачевский рекордный урожай зерна.
Сразу вспоминают о сезонности. Зима. Коровы плохо доятся, а куры нехотя несутся. Потом можно услышать о плавающем рубле, будто он имеет отношение к местному производству. Говорят опять же о тарифах, бензине, эмбарго, чтобы, крутанув эти факторы влияния, как солнышко в мешке, объяснить необъяснимое.
Руководитель Саратовстата В. Сомов не далее как в октябре говорил:
– В настоящее время объективных предпосылок для роста цен на основные продукты питания наше ведомство не наблюдает, а текущий рост может быть объяснен только действием рыночных механизмов.
Хозяева приусадебных хозяйств и фермеры района вряд ли знакомы с глубокими экономическими теориями. Они нацелены на прибыль, а она тем больше, чем выше продажная стоимость полученного в нелегких трудах молока, мяса и других продуктов. Именно здесь, а не в розничной сети, формируется рост цен. Специалист районной администрации О. Путина утверждает, что рост розничных цен обусловлен постоянным повышением цен закупочных. Только не нужно говорить об алчности людей, занятых производством сельхозпродуктов, их желании нажиться и прочих низменных свойствах. Дело не в характерах, а в сложном положении малого бизнеса. Вот, например, мнение председателя российской счетной палаты Т. Голиковой:
– Производители воспользовались шансом выйти на рынок. Они решили поднять цены, поскольку не понимают, как долго этот шанс у них продлится, и они хотят снять максимальный доход.
Т. Голикова считает, что для российского производителя должны быть созданы долгосрочные механизмы, которые бы давали ему возможность понимать, что будет происходить в отдаленной перспективе. По ее словам, российские компании вынуждены повышать цены именно из-за отсутствия таких механизмов. Уже предпринималось несколько попыток изменить ситуацию, но пока результата нет. По мнению Т. Голиковой, отчасти результата нет потому, что мы всё время меняем правила игры. Наверное, нужно в какой-то момент остановиться и сказать, что мы приняли решение и оно будет действовать такое-то количество лет.
Скорее всего, механизмы вынут из запасников и внедрят. Одна из составляющих уже обозначена: стабилизация налогов на четыре года. Но пассивно ждать, пока процесс придет к своему логическому завершению и мириться с ростом цен вряд ли допустимо.
Прямых инструментов влияния на торговые сети, на местных производителей сельхозпродукции у муниципальных властей нет. Глава районной администрации С. Сидоров не может указами снижать цены или замедлять их рост. Здесь остаётся только вести диалог и искать точки соприкосновения, учитывая интересы друг друга.
Договариваться умеет не каждый. Какой аргументацией пользуется глава администрации – вопрос второй или третий. Главное, что в итоге.
В результате договоренностей удалось добиться стабилизации цены на хлеб местного комбината. Как стоила буханка 18 рублей, так и будет стоить. Это сбережет в кошельках населения около 300 тысяч рублей в месяц. С. Сидоров ведет переговоры с балаковским хлебокомбинатом. У главы администрации есть идеи, как стабилизировать цены на другие продукты первой необходимости. Пугачевское молоко, например, сейчас на прилавках магазинов из представленного ассортимента самое дешевое 27-30 рублей за литр. Это лишний раз доказывает, что безвыходных ситуаций не бывает.

И. Мнекина