В правительстве Саратовской области очередная реорганизация. Губернатор Р. Бусаргин решил разделить министерство транспорта и дорожного хозяйства на два автономных подразделения. Одно будет ведать дорогами, а второе – транспортом. Не знаю, известен ли Роману Викторовичу древнеримский принцип — разделяй и властвуй, но власти всерьез думают – если разделить какое-нибудь ведомство на два, то это непременно повысит эффективность его работы. Возможно, даже в два раза.

Это не первый опыт разделения. Еще совсем недавно на карте правительства области существовало министерство молодежной политики и спорта. Его тоже разделили, получив отдельно министерство спорта и комитет молодежной политики.
Но Бусаргин здесь не исключение. Делением министерств занимались и его предшественники, полагая, что в результате такой операции эффективность управления повысится.
На мой взгляд, ни одно подобное «деление клетки» не приводило к повышению результативности. И не только потому, что рано или поздно штат разделенных подразделений увеличивается вдвое, а скорее потому, что возникает дублирование функций, хотя по идее должно было произойти обратное.
Причиной раздвоения, как объяснил губернатор, стал растущий объем работ в отрасли. Это и строительство магистралей, и реализация проектов по развитию транспортной сферы. При этом «вопрос долго анализировался и прорабатывался». Ну, у нас всегда так: долго анализируют и прорабатывают, а КПД все равно остается на уровне статистической погрешности.
Надо полагать, что и вопрос о разделении министерства спорта и молодежной политики не обошлось без долгого анализа и проработки. А что на выходе? Стало ли разделенное ведомство работать эффективно? К примеру, последняя новость на официальном сайте комитета по молодежной политике датируется 13 марта 2024 года. Нет новостей – нет и работы.
Но дело не только в этом. Проблема заключается в отсутствии инициатив со стороны министерств. Взять, к примеру, строительство многострадальной линии скоростного трамвая.
Для того, чтобы активизировать работу Минтранса, власти потребовали установить вагончик и сослать туда теперь уже бывшего куратора отрасли Павла Мигачева. Сам бы он до этого никогда не додумался. Собственно, и результат не заставил себя ждать. Точнее, результата мы не дождались.
На фоне «растущего объема работ» продолжается процесс передачи целого ряда дорог области на федеральный уровень. При этом сам процесс передачи выгоден для региона – высвобождаются силы и средства для обслуживания дорог регионального значения.
Но, несмотря на рост сил и средств саратовские дороги с наступлением весны обычно тают, переставая быть не только качественными, но и безопасными. Неужели после того, как одно ведомство начнет заниматься только дорогами, то дороги перестанут таять, большегрузы прекратит их долбить, несмотря на все введенные для них ограничения, а несчастные частники перестанут сетовать по поводу убиваемых автомобилей на убитых дорогах? Машины перестанут проваливаться в образовавшиеся под «молодым» асфальтом промоины, а свежеуложенное дорожное полотно не будет разрушаться практически на глазах?
Что же мешало Минтрансу раньше нормально обеспечивать работу транспорта? Разумно отбирать перевозчиков, контролировать их работу, не мучить несчастных дачников-пенсионеров в переполненных сдвоенных маршрутах? Ну и, наконец, отбирать подрядчиков на строительство новых трамвайных путей как надо, а не как принято?
Да ничего! Если есть ответственные, инициативные, компетентные руководители, то они будут заниматься и скоростным трамваем, и качественными и безопасными дорогами, и обеспечением транспортного сообщения в области.
Если ответственных, инициативных, компетентных нет, то, сколько бы чиновники «не делили апельсин», результат будет один и тот же. И он никого не обрадует.
П. Красильников
