Маловероятно, что правительство рискнет проводить масштабные реформы в новом году, пока у общества высок уровень недоверия к власти, ставший следствием пенсионной реформы, считает политконсультант Д. Фетисов. До выборов в Думу в 2021 году лимит на масштабные непопулярные социальные реформы исчерпан, согласен политолог А. Пожалов. Но, добавляет он, по мере приближения выборов в Думу наберет силу дискуссия о реформах в социальной сфере, например о повышении НДФЛ для имеющих высокие доходы или о «социальном контракте» для безработных и бедных.

4567

Крупные политические реформы, как изменения в партийно-избирательной системе или институциализация Госсовета и новая система отношений «центр — регионы», логично проводить ближе к выборам в Госдуму, считает Пожалов. В 2019-м постоянным фоном станут экспертные обсуждения эффективности действия норм Конституции, в том числе при разных сценариях развития политической системы после 2024 года, уверен эксперт.

До следующего единого дня голосования в сентябре развитие страны будет инерционным, говорит политолог К. Калачев. Старая модель отработана, а убедительной новой нет: идеологемы 2014 года («крымская весна») себя исчерпали, продолжает он. Реформы в политической и социальной сферах необходимы, но власть до последнего не будет их проводить, из-за риска нарушить внутриэлитный консенсус, добавляет политолог Н. Миронов.

Опросы населения показывают, что как сторонники, так и критики власти солидарны, — серьезных изменений при нынешней конфигурации власти не будет, указывает социолог Левада-центра Д. Волков.

В 2019 году протестные настроения будут нарастать, но масштабных уличных выступлений надо ждать скорее в последующие годы, считают эксперты.

Волков указывает на постепенное ухудшение экономической ситуации и падение авторитета центральной власти. С конца 2017 года опросы свидетельствую о росте пессимизма, а объявление пенсионной реформы ускорило снижение рейтингов исполнительной власти. «По опыту 2005-го и 2011–2012 годов мы знаем, что массовые протесты происходят, когда число критиков власти приближается к половине населения, а большинство считает, что страна движется в тупик, — считают эксперты. — Сегодня мы вплотную приближаемся к этим показателям».

Возникновение волны протестов очень вероятно, согласен политконсультант Фетисов. Ее могут стимулировать недовольство появлением в коммунальных платежах расходов на вывоз бытовых отходов и значительное повышение цен на товары и услуги, отмечает он.
Локальная уличная протестная активность продолжит нарастать в связи с конкретными случаями ущемления социальных прав, думает Пожалов. Среди возможных поводов для протестов — рост мусорных тарифов в регионах и локальные мусорные коллапсы в связи с переделом рынков утилизации отходов, рост коммунальных платежей; банкротства предприятий и невыплаты зарплат; протесты по экологической тематике; градостроительные конфликты. В отличие от протестов общеполитического плана, которые по-прежнему считаются недопустимыми и опасными, в обществе нет страха протестовать в защиту конкретных социальных и материальных прав, указал политолог.

Ожидание перемен к лучшему затянулось, отмечает Калачев, кризис ожиданий может привести к росту недовольства, но от протестных настроений до протестных действий немалая дистанция. Для широкомасштабных протестов нужна организующая сила, но если градус протестности среди населения будет очень высоким, то его вполне смогут возглавить и действующие партии, добавляет Миронов.

Главная интрига выборов наступившего года — вернет ли «Единая Россия» себе способность побеждать на выборах заксобраний и горсоветов и сможет ли перебороть выросший из-за пенсионной реформы антирейтинг, полагает Пожалов. В 2018 году партия власти проиграла несколько кампаний по партспискам и в отдельных случаях недобрала необходимые места в одномандатных округах. Если у единороссов сохранятся проблемы с обеспечением большинства в региональных и городских парламентах и большинство новых губернаторов пойдут на выборы как самовыдвиженцы, то на выборах в Госдуму бренд «Единой России» может спрятаться в составе более широкого избирательного блока, прогнозирует Пожалов, уточняя, что для этого необходимо возвращение избирательных блоков в законодательство.

Просевшие в 2018 году рейтинги государственных институтов и «Единой России» вряд ли восстановятся в 2019-м, уверены эксперты. Резко выросший антирейтинг «Единой России», преобладание отрицательных оценок работы правительства, запрос общества на новых лидеров — это новая нормальность для российской политики, резюмирует Пожалов. Он не видит внутриполитических предпосылок для восстановления рейтингов власти до уровней годичной давности без взрывных мер вроде отставки правительства и назначения нового премьер-министра.

У институтов государственной власти (президента, парламента, правительства, «Единой России») сегодня нет ресурсов для укрепления авторитета, замечает социолог Д. Волков. По его мнению, президентский рейтинг будет удерживать общее ощущение безальтернативности президента, но в отношении остальных властных институтов этот механизм не действует. Впрочем, вряд ли вырастут и рейтинги оппозиции, поскольку парламентские партии опасаются активно привлекать сторонников, а старые демократические партии переживают организационный кризис.

www.rbc.ru