пассажиры

Маршрутные «Газели» вошли в пугачевскую жизнь в 2002 году. К тому времени пассажирское автотранспортное предприятие окончательно пришло в упадок и, кажется, находится в этом прискорбном состоянии поныне.

Что касается частного извоза, то его отношения с пассажирами не заладились с самого начала. Народ трудно привыкал к малой вместимости микроавтобусов и согбенном стоянии при посадке в «Газели» и выходе из салона. Вообще, такого чуда нет нигде. Маршрутные микроавтобусы – российское изобретение. Опыт перехватили братья – славяне: Украина и Белоруссия.

Общественный транспорт хорош только в странах развитого капитализма, а нам до развитого капитализма далеко, в том числе и в Пугачеве. Так что «Газели» в городе будут бегать долго. Радости в этом мало. Льготные проездные билеты вызывают у водителей «Газелей» тихую неприязнь. Владельцев проездных билетов нетрудно распознать. Как правило, это старые люди, ветераны. Их можно вытолкать из микроавтобуса, проехать мимо, не сажать в салон. Пожилые люди негодуют. Потом имеет место грубость водителей. Вдобавок они курят в салоне и «врубают» любимую музыку. Либо «попсу», как галошей по стене, либо шансон: «Здесь под небом чужим…». Короче, приговаривают пассажиров к прослушиванию. В общем, что хочу, то ворочу.

Коммерческий транспорт в Пугачеве принадлежит трем предпринимателям, у которых в собственности и аренде 41 маршрутка. Вот эти микроавтобусы и перевозят пассажиров в городской черте по семи маршрутам.

Особняком стоит пугачевское пассажирское предприятие. Муниципальный транспорт представлен в городе двумя «ПАЗами» и подаренным ярко – желтым низкопольным автобусом. Как оказалось, за «подарок» следовало платить в саратовское ведомство ежемесячно 27 тысяч рублей. При такой аренде автобус был явно в убыток, и от него постарались избавиться, передав в Балаково. Но как только в Балакове узнали об аренде, то сразу отказались от желтого «красавца». Автобус остался в Пугачеве, плату за его эксплуатацию снизили наполовину, и он перевозит пассажиров, радуя их удобством и комфортом. Как долго его хватит на наших разбитых дорогах – вопрос второй. Первый куда более привлекателен. Он свидетельствует о возможности реанимировать муниципальный транспорт.

Идея отказаться от коммерческих перевозчиков не нова. В больших городах о ней стали говорить три года назад, но при этом признавали, что к подобной радикальной мере не готовы ни Москва, ни Санкт – Петербург. Сейчас, кажется, «лед тронулся», и нам нужно внимательно следить за чужим опытом.

Муниципальный транспорт более удобен для пассажиров. Здесь главное – оказание услуг, трудовая дисциплина, а не прибыль. В Пугачеве вторая смена водителя муниципального автобуса заканчивается в восемь часов вечера. У водителей частных маршруток режим плавающий. Едва основной поток пассажиров спадает, больше половины водителей «Газелей» заканчивают свой рабочий день. На недавнем совещании при главе администрации владельцы «Газелей» пытались доказать обратное, но их слова звучали не совсем убедительно. Собрания с заслушиванием сторон – не первая попытка как – то нормализовать обстановку с пассажирскими перевозками. Кажется, в 2010 году конфликтные ситуации на транспорте стали предметом такого же обсуждения. Пугачевскому транспортному управлению было рекомендовано бороться с проявлениями самоуправства подвластными ему формами. Например, снимать микроавтобусы с маршрута или заменять им выгодные маршруты менее доходными. Один микроавтобус был даже снят с маршрута за отказ владельца перевозить пассажиров по льготным билетам. Только ничего не изменилось.

В марте 2010 года пугачевским горсоветом было утверждено положение об организации пассажирских перевозок. Документ ранее был принят в 2006 году. Он совершенствовался, в него вносили те или иные изменения. Наконец, было решено проголосовать за Положение в единой редакции со всеми многолетними корректировками. Там есть важный для Пугачева момент. Пассажирские перевозки носят разрешительный характер. То есть, помимо лицензии, перевозчик обязан заручиться разрешающим документом муниципалитета. Власть оставила за собой возможность влиять на процесс перевозок, делать его управляемым. Но такое ощущение, что процесс стихиен.

Чтобы обеспечить перевозки пассажиров муниципальным транспортом, нужно 20 автобусов. Они будут не скоро, хотя у нас трудно что – то предсказывать.

Р. Лесная