На днях в эфире программы «Диалог» на одном из федеральных российских телеканалов, министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что качество образования в школах снижается из-за многообразия учебных программ. «Помню 90-е годы, когда стали говорить о том, что учебников должно быть много. Что должно быть много программ, чуть ли не в каждой школе должны быть свои программы. Конечно, это ведёт к тому, что качество образования сразу падает» — сообщил Сергей Кравцов. Министр рассказал, что в сейчас в стране воссоздаётся единое образовательное пространство: Минпросвещения недавно приняло новый федеральный перечень учебников, ограничив число изданий.

8765

По данным Рособрнадзора, каждый третий школьник не владеет даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы. Почему это происходит, пытаются объяснить педагоги саратовских школ.

— Не думаю, что качество образования снижается из-за многообразия учебников, — считает Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области. — Тем более школьники обучаются по единым федеральным стандартам, и по ним же пишутся учебники, которые связаны между собою заданными стандартами и программами. Думаю, причина снижения качества другая. Недавно я познакомился с серьёзным общероссийским исследованием, согласно которому реальное качество образования в городских школах составило порядка 30%, в сельских — 15%. Что это означает? То, что учеников, которые успевают на «4» и «5» в городских школах всего треть, а в сельских и того меньше. И я склонен этому верить, поскольку на протяжении многих лет происходит миграция из мелких населённых пунктов в более крупные. Образование — это главный фактор молодёжной миграции, вымывания из посёлков и деревень наиболее талантливого, активного и креативного населения. В вузы поступают выпускники сельских школ, которые закончили школу на «4» и «5», а по окончанию обучения они находят работу по месту своей учёбы или едут дальше, в крупные мегаполисы: Москву, Санкт-Петербург. К нам после обучения в вузе возвращаются единицы, и, как правило, эти молодые специалисты работают в школе. Все остальные выпускники, кто не смог продолжить обучение по причине низкой успеваемости, остаются в малых городах и сёлах. В результате из года в год снижается интеллектуальный фонд. Сейчас мы обучаем детей бывших «троечников», и, чтобы получить хороший результат, нашим педагогам нужно сильно постараться. На мой взгляд, это главная причина понижения качества образования в сельских школах.

По мнению директора одной из балашовских школ, кадровый вопрос является первичным.

— Снижение качества образования — многофакторная проблема, — комментирует ситуацию Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 имени П. А. Столыпина города Балашова. — Без хорошего учителя не будет качества даже с самыми хорошими учебными пособиями. Учебник — это только один из инструментов обучения, и далеко не самый главный. Уже сегодня для школьника важнее электронные ресурсы, пособия, тренажёры, репетиторы и тому подобное. Можно оставить одно учебное пособие на всю страну, но к нему в любом случае нужен заинтересованный, профессиональный педагог, который найдёт дополнительный материал, сумеет заинтересовать предметом ученика, мотивировать его на учёбу. И здесь встаёт кадровый вопрос. Из наших школ много учителей переехали на работу в Москву: лучшие математики, филологи, физики. Один талантливый педагог — математик от бога, вообще ушёл в бизнес, кто-то в армию. Необходимо очень серьёзно задуматься над проблемой дефицита кадров в школах. Если не менять ситуацию, дальше будет совсем плохо. Опять же важны условия труда учителя, которые позволяли бы ему расти в профессии, а не «тащить» на себе полторы ставки. Усталый, перегруженный учитель не может дать хорошее качество образования, какие бы учебники у него ни были.

saratov.mk.ru