Продолжение, начало в №50

По ходу повествования о жизни татарского поселка в нашем городе мы подошли к интересному и сложному периоду – ко времени создания колхоза местных татар. Процесс этот, как и вообще процесс коллективизации в стране, шел трудно. Совместный сельскохозяйственный труд был отрицаем большинством населения.
Потребовалась огромная организаторская и пропагандистская работа, чтобы привлечь к социалистическому укладу жителей поселка. В пользу новой формы хозяйствования говорил и факт успешного существования первой татарской артели «Иргиз». Но к концу двадцатых годов в татарской слободке обострились противоречия между бедной частью населения и зажиточной. Нельзя забывать, что в это время наступил конец НЭПа. Правильно понимая это как закат частной инициативы, зажиточная часть населения стала задумываться о том, как ей приспособиться к изменяющимся условиям. Был избран, казалось бы, беспроигрышный путь. Не входя в бедняцкую артель «Иргиз», середняки организовали свою артель, назвав ее «Чечекляр», что означает «Цветы». Но пришел 1928 год. Верхушку «Чечекляра» объявили кулацкой и всех руководителей артели отлучили от управления.
В это время прежняя сельскохозяйственная артель «Иргиз», значительно окрепшая, была преобразована в первый татарский колхоз, получивший название «Ялкын», то есть «Пламя». Кстати, так же называлась газета на татарском языке, которая в то время выходила в Саратове.
Вторая татарская артель также была преобразована в колхоз с именем «Алга» («Вперед»).
В течение двух лет – до 1930 года – эти два татарских колхоза существовали параллельно. Потом было принято решение объединить их в одно хозяйство.
Весной 1931 года колхозники впервые все вместе выехали на весенний сев. Перед выездом был сделан фотоснимок. Объединенный колхоз носил название первого татарского колхоза – «Ялкын». Руководил колхозом бывший чапаевец Иматдин Шамсутдинович Хубеев.
Колхозная жизнь внесла много изменений как в жизнь всего татарского поселка, так и отдельных граждан. В первый год своего существования объединенный «Ялкын» располагал только конным тяглом. Впоследствии на полях работали четыре колесных трактора и один гусеничный, марки «ЧТЗ». Колхозники возделывали семь тысяч гектаров земли.
В 1937 году председатель колхоза И.Ш. Хубеев был направлен руководить татарским колхозом в Сталинградскую область. Руководство здешним колхозом было поручено Усману Хасановичу Измайлову, члену партии большевиков с 1929 года.
1939 год. Пугачевский район завоевал право широкого показа на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Был представлен там и колхоз «Ялкын», собравший неплохой по тем временам урожай. В столице побывали председатель колхоза У.Х. Измайлов, конюх Халил Tямраляев и колхозница Алия Измайлова.
1941 год. В первые дни Великой Отечественной войны У.Х. Измайлов добровольцем пошел в ряды Красной Армии, закончив войну лейтенантом десантных войск в Венгрии. В 1941 году из Сталинградской области вернулся И.Ш. Хубеев. Он и руководил колхозом всю войну, пока в 1946 году не вернулся в Пугачев прежний председатель Измайлов.
Казалось, во время войны вся жизнь в «Ялкыне» переместилась на полевые станы. Помимо зерновых площадей в хозяйстве была овощная плантация. Здесь бессменным бригадиром трудился Р. Тяминов. В фонд обороны колхозники сдавали молоко, мясо, яйца, собирали деньги на строительство самолета.
Девушки получали профессию тракториста. В годы войны работали механизаторами М.Ю. Фейзулина, Р.Ш. Хисаметдинова, Х.Ю. Измайлова и др.
В 1952 году в ходе кампании по укрупнению  колхозов «Ялкын» объединили с успенским колхозом «Красный Октябрь». Здесь достаточно долго работали земледельцы из бывшего «Ялкына».

По архивам краеведа А.К. Журавлева

Вам на заметку:

Решили поменять входные двери, но не можете определиться с выбором? Вам стоит знать, что в Минские двери являются очень качественными и недорогими, по сравнению с импортными.