Директора дома – музея В.И. Чапаева на рабочем месте застать трудно. Постоянные дела, хлопоты, мероприятия. Недавно получила грамоту от губернатора. Не за дом – музей, за женсовет. Все – таки, много лет возглавляет эту общественную организацию и, кроме чаепитий на «татьянины  дни» ведет массовую работу, которую увидели из Саратова.

Дом – музей без директорского присутствия ветшает, старится, кособочится. Будто и не достояние города, не ценность, а, так, каприз красной эпохи. Последняя радость – покрашен в защитный темно – зеленый цвет, как танк или лафет артиллерийского орудия. Красили тяп – ляп. По старой облупившейся краске. Нет, чтобы доски отциклевать, подобрать светлый, теплый колер, тонировать наличники, придать дому красоту. К гадалке не ходи, в любом кабинете скажут:

– Денег нет.

Первый в стране Дом – музей В.И. Чапаева был создан в Пугачеве в 1939 году известным краеведом К.И. Журавлевым. Филиал нашего музея впоследствии был открыт в Балаково, в доме, где жили Чапаевы, и только в 1986 году Балаковский филиал обрел самостоятельность.

Дом – музей В.И. Чапаева существует в Чебоксарах. Там целый научно – просветительский комплекс. Он занимается изучением, сохранением и показом многосложных, противоречивых событий и явлений нашей истории на примере выдающегося человека – В.И. Чапаева. Вообще, сегодняшний музей –  это институт с функциями научно – исследовательского, организационно методического и просветительского учреждения. У нас ничего подобного нет. О боях, походах –пожалуйста, обо всем остальном: ни-ни. Поисковой и научной работой сотрудники музея не занимаются.

Откуда взялось безразличие к историческому наследию, к одному из центров культуры Пугачева? Впервые ремонт дома – музея был произведен в середине 60-х годов прошлого века. Тогда удалось настелить кровлю. Дальше никаких движений не последовало. Через 20 лет за счет мелиоративных средств заменили обшивку чапаевского дома. На подвиг ушло пять кубометров досок.

На излете прошлого века в Пугачев пожаловали гости: дочь В.И. Чапаева, Клавдия Васильевна, с внуками и правнуками. Пожилая женщина была обескуражена отношением к дому своего легендарного отца. Вернувшись в Москву, она продала дачу и перевела средства в Пугачев, в фонд имущества на восстановление музея. Поступок чапаевский, лихой, благородный.

Наши начальники не устыдились, взяли деньги и направили их на внутреннюю отделку помещения. С момента открытия музея к стенам никто не притрагивался, так что московские средства были как раз кстати. Часть денег оставили на кровлю, но дело до ее ремонта не дошло. Кровля протекает поныне. Ладно, если бы речь шла о каком – то громоздком строении. Но В.И. Чапаев жил скромно. Мог отхватить любой купеческий особняк, но не отхватил, не позарился на барство, жил, как все в крестьянском доме с большой русской печью. Печь, естественно, сломали и вынесли. Места и без того не хватает. Небольшие комнаты музея не позволяют развернуть широкие экспозиции. Экскурсия, если это не два человека, с трудом может разместиться в доме. Сотрудники тут же. Они делят небольшой письменный стол. Устраиваются по краям, что – то пишут. Видимо, отчеты или планы.

Музей посещал В.В. Володин, возмущался:

– Тут работы на неделю! Неужели трудно сделать?

Местные сопровождающие лица, опустив глаза долу, сетовали на отсутствие средств, но выразили твердое намерение постараться и изыскать. Не постарались и не изыскали. Письма, отправленные в столицу, остались без ответа. На этом попытки Пугачева достучаться до Москвы закончились. Надоедать – себе дороже.

В.П. Зубов после 15 лет управления недавно был вновь избран главой Пугачевского района. Это доверие граждан, а доверие нужно оправдывать. Можно начать с дома – музея. Осмотреть не экспозиции, а здание, прикинуть смету расходов. Деньги из Москвы мы не получим. Культура живет по остаточному принципу, а остатков Пугачеву никаких не остается. Но в городе и селах района есть богатые люди, которые могут сделать денежные взносы. Другого источника финансирования в Пугачеве просто нет.

Г. Аристов