Семь веков назад на месте Пугачева был средневековый город, караван – сарай, опорный пункт степного шелкового пути. Жители поставили здесь три мечети, на минареты которых поднимались муэдзины и творили молитвы, призывая к добру и миру. Но люди не слышали голос творца. Одна война следовала за другой. На территории нынешнего Красноярского района Самарской области состоялась битва между войсками хромого Тамерлана и ордой наследного золотоордынского хана Тохтамыша. Тамерлан одержал победу. Он насыпал курганы над павшими воинами, а дорогих его сердцу эмиров похоронил на берегу Иргиза, на том месте, где сейчас находится Пугачев. Во всяком случае, такую запись оставил потомкам венецианский монах Фра – Мауро. В XV веке во время путешествия он был здесь и видел величественные надгробия.

653

Ханство пало. Люди ушли искать новое пристанище. А возле речного переката остались только мусульманские храмы. В тишине и безлюдье их медленно разрушало время. Когда, века спустя, первые русские пришли сюда, они еще застали развалины мечетей. Отсюда пошло и название поселения – слобода Мечетная. Она была образована в 1764 году.
На Иргизе собиралась вольница, люди, для которых свобода и справедливость были высшими ценностями. Потом по царскому указу пришли старообрядцы, твердые в своей вере, бескомпромиссные, неотступные. Это были великие труженики. Они обжили дикий край, обустроили место обитания, создали и расширили хлебные нивы, завели стада скота и табуны лошадей.

Здесь селился мятежный люд. Недаром отсюда вышла идея крестьянской войны. Идеолог восстания игумен Филарет не только «крестил» Емельяна Пугачева в лжецаря, но и дал деньги на бунт, не жадничал и не прогадал. Крестьянская война не уравняла бедных и богатых, но она потрясла Империю и заставила престольные умы думать о социальной справедливости. Последующая отмена крепостного права своими корнями уходит к Иргизу, к жестокому емельянову протесту: так жить нельзя.
Первые колонисты дали последующим поколениям отвагу, удаль, преданность дому, трудолюбие, крутой нрав, ненависть к врагу, способность жертвовать собой. Здесь жил и живет народ, способный совершать ратные и трудовые подвиги. Но мы забываем об этом, теряем связь поколений.

В прискорбном состоянии памятник на могиле павших красноармейцев. Когда – то здесь горел вечный огонь. Сейчас не горит. Кто его потушил, кто загасил пламя в душах молодого поколения, кто вытаптывает память о романтиках революции, людях, преданных высоким идеалам? Навязший в зубах ответ чиновников – нет денег, не вызывает понимания, только желваки на скулах.

Ущербная видимость памяти о ветеранах по указке сверху… Как низко мы пали! Мы потеряли чувство собственного достоинства и давно не тревожимся ни за свое, ни за будущее своих детей.

Настоящих, достойных памяти предков осталось 200 пугачевцев, тех, кто вышел на митинг против строительства “завода смерти” в Горном. Остальные – серая масса, забитая, запуганная, на поступок не способная. 

20 февраля отмечается Всемирный день социальной справедливости. У нас эту дату, без всяких оговорок, надо переименовывать в День скорби по социальной справедливости в Пугачеве.

Символом можно было бы сделать Елену Анатольевну Панкратову, которая в 21 веке, проживала в помещении площадью 17 кв.м., без инженерных коммуникаций, воды, газа, отопления, канализации. Где промерзали окна, рушилась крыша, температура зимой опускалась ниже 10 градусов. И только то, что дело получило огласку и вызвало интерес областного телевидения, помогло женщине переехать из аварийного жилья в квартиру. А сколько еще таких Панкратовых в Пугачеве?

Социальная справедливость есть категория морально-правового и социально-политического сознания, эталон нравственности. Золотое правило нравственности гласит: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили. Задумываются ли об этом чиновники районной администрации? Конечно, нет. Боятся только грозного окрика сверху. О какой социальной справедливости в Пугачеве может вообще идти речь? И возмутиться, по большому счету, некому – на 40 тысячный город осталось 200 человек тех, для кого еще чувство справедливости не пустой звук.

С. Ахмаков