9 февраля на пленарном заседании Государственной Думы перед депутатами отчитывался Министр экономического развития РФ М.Г. Решетников. Тема обсуждения — «О поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ, а также о причинах роста цен на продовольственные товары». Многие волнующие население проблемы в этой области поднимались моими коллегами — депутатами на заседании фракции КПРФ. Я также задала вопрос, но непосредственно на заседании думы, который оказался весьма объемным и включил в себя три составляющих.

542

Во-первых, подчинение Росстата Министерству экономического развития привело к тому, что в экспертном и научном сообществе стали возникать сомнения в объективности и достоверности статистической информации, получаемой от службы статистики. Без точных и независимых данных невозможно верно оценить ситуацию и найти верные решения. Может быть, пора дать независимость Росстату?

В своем ответе министр посетовал, что претензии к статистике, к стыковке статистических данных есть у всех, и в первую очередь  у самого Минэкономразвития. Ряд проблем министерство не может пока решить, в частности, вызванные финансовой ограниченностью службы статистики в проведении выборки данных. Но, тем не менее, между ведомствами наладился предметный профессиональный диалог о том, как улучшить качество данных. Раз в неделю происходит совместное обсуждение вопросов денежных доходов населения, безработицы, цен, занятости, прибавленной стоимости, учета инвестиций.

Также, учитывая «цифровой состав» нынешнего Правительства Минэкономразвития сегодня делает из Росстата центр обработки всех административных данных, поступающих в систему министерства. «И не смотря на то, что к статистике вопросов немало, она не всегда так плоха как нам кажется», — считает министр. — «Важно правильно «поднимать» информацию от разных ведомств, в том числе Налоговой службы, и сопоставлять с данными статистики.  Например, в отношении цен есть разные данные — от УФНС и Росстата. Причем, по каким-то позициям цифры статистики выше, по каким-то ниже. Динамика цен в целом отражается одинаково, но иногда есть расхождения. Причина в том, что налоговые работники учитывают все документы, где встречается, например, слово «сахар», независимо от его вида. В Росстате же знают наиболее покупаемые товары, берут только часть этой «полки» и фиксируют данные. Поэтому не следует концентрироваться на каких одних данных, нужно брать много источников и оперировать их информацией с пониманием методики получении цифр».

В любом случае, как отметил министр, подчинение Росстата Минэкономики никак не повлияло ни на методики, которыми пользуются в статистике, ни на используемые Росстатом выборки. Поэтому, и вопрос о том, кому подчинен Росстат, по его мнению, вопрос «десятый».

Следующая затронутая мною проблема касалась ликвидации предприятий в форме ГУП и МУП, которые и управляют городским имуществом. Путём упразднения ряда ГУП и МУП единороссы пытаются сократить государственное участие в экономике. На рынках, где есть активный частный капитал, эти предприятии будут акционироваться и приватизироваться, вобщем распродаваться. Считаю эту политику столь же ошибочной, как и переподчинение Росстата Минэкономразвития. Уничтожение МУПов и ГУПов может стать даже опасным и привести к частичной потере управления городом, во всех отношениях. Как отметил, Г.А. Зюганов, распродажа таких предприятий превратит мэров городов в простых «болванчиков», полностью подчиненных тем «трем людям», которые скупят все городское коммунальное хозяйство.

Министр М.Г. Решетников заявил, что считает борьбу с ГУПами и МУПами бессмысленной, поскольку в ряде регионов они являются реально работающими инструментами в управлении городского хозяйства. «И эффективность этого инструмента зависит не от организационно-правовой формы предприятия, а от того, в чьих руках оно находится. Захотят украсть — имущество города не спасет ни форма МУПа, ОАО, ни любая другая. Но есть регионы, где люди хотят и могут нормально хозяйствовать, и ГУПы и МУПы там работают как часы—  с прозрачными закупками, нормальным учетом, подотчетностью населению и представительным органам власти, с нормальными заработными платами и нормальным менеджментом».

Не менее прискорбно, на мой взгляд, превращение крупного когда-то Сберегательного банка в просто «Сбер», который наполовину принадлежит иностранцам. Ими же он управляется, они же извлекают прибыль от его деятельности.

«Сейчас «Сбер» управляется Правительством РФ. Совет директоров возглавляет Министр финансов Р. Силуанов. Все вопросы рассматриваются через Совет директоров, поэтому нет никаких оснований беспокоиться по поводу того, что там управляют иностранцы, — заявил М.Г. Решетников. Но тут же продолжил: «При этом присутствие иностранцев и представителей инвесторов в Совете директоров обеспечивает дополнительные спрос, экспертизу и прозрачностью процесса принятии решений. Это позволяет также задавать не всегда удобные вопросы и менеджменту, и мажоритарным собственникам. Мне кажется, что это всегда хорошо».

По словам министра получается, что не стоит беспокоиться не только о том, что теперь Минэкономразвития фактически будет «рисовать» под себя данные статистики, но и том, что банковская «громадина» государственного масштаба, каким был Сбербанк, как когда-то Аляска, «перешла» к иностранцам. Правительство РФ вообще не склонно не беспокоится о жизни в нашей стране.

О. Алимова, депутат Государственной Думы