Исключать аварийные дома из программы капремонта, конечно нужно, зачем ремонтировать дома, требующие сноса. Этот перевод на первое время уменьшит объем домов в разряде капремонта, но увеличит областной аварийный жилфонд, который необходимо будет перекрывать строительством новых домов. Однако, увеличения объектов строительства новых домов в области не наблюдается. Есть опасения, что не будут выполняться в области как программа по капремонту, так и строительство новых домов.

653

Несвоевременное выполнение работ по текущему ремонту домов приводит к росту домов в разряде капремонта, а не выполнение этих работ – в аварийное состояние. Чтобы выйти из этого замкнутого круга и уменьшить количество аварийных домов, необходимо вовремя проводить текущие и капитальные работы.

Использование материалов низкого качества с малым рабочим сроком службы их как при проведении ремонтных работ, так и строительстве новых домов, резко сокращает межремонтные сроки. Пример тому кровельные покрытия из рубероида на крыши домов в районе, которые требуют замены каждые 6 лет (срок службы рубероида). В свое время при строительстве домов с такой кровлей на крыши сэкономили десятки тысяч рублей, а при эксплуатации таких крыш (текущим и капитальным ремонтом) будут потеряны сотни миллионов.

Невыполнение областных программ по капремонту происходит при наличии больших денежных средств на счетах областного оператора, но они не используются в полную меру. В августе 2018 года Государственная жилищная инспекция выявила, что за несколько лет по Саратовской программе капремонта было израсходовано со счетов областного оператора 1 миллиард 23 миллиона 508 тысяч рублей, и что на счетах оператора находится остаток денежных средств в сумме 2 миллиарда 176 миллионов 532 тысячи рублей. За 6 лет работы Фонд не израсходовал и половины денежных средств на капремонт.

Отсутствие контроля со стороны областных структур власти за работой Фонда, основная причина срывов областных программ капремонта.

Из приведенных мной примеров видно, что капремонт попал в глубокий цейтнот по причине плохой работы Фонда (мягко сказано) и отсутствия должного контроля, за его работой со стороны областных органов власти.

Фонд, создавая видимость работы, считал основной своей задачей, сбор денег по капремонту с жильцов многоэтажек (даже через аукцион он ищет юристов по борьбе с неплательщиками взносов, обещая оплатить им огромные суммы со счетов оператора) и выставления домов на аукционы. Анализировать причины малого количества стройорганизаций, участвующих в аукционах, и снятие домов с аукционов по десятки раз, как не взятых в работу стройорганизациями (крыша нашего дома выставлялась на аукцион 12 раз), Фонд либо не мог, либо не знал, как эти причины устранять.

Да и когда было этим Фонду заниматься, он за шесть лет своего существования в основном укреплял свой кадровый состав. За эти годы в Фонде сменилось четыре руководителя, постоянно менялись работники в отделах, закрывались целые отделы. Фонду не было дела до капремонта наших домов, в своем бы доме навести порядок. На все мои письма по поводу капремонта крыши нашего дома, Фонд отвечал, что наш дом вновь выставляется на аукцион.

Областные органы власти создали Фонд, но не укомплектовали его компетентными, профессиональными кадрами. Фонд был брошен на произвол судьбы. За все годы существования областной программы, областные органы власти не приняли действенных мер в вопросах своевременного проведения текущих и капитальных ремонтов домов, что привело к резкому росту аварийного жилфонда. Областные органы власти не добились проведения изменений в нормативно-правовой базе проведения аукционов и правил участия в них стройорганизаций, перерасчет смет на строительно-монтажные работы по капремонту домов с увеличением в разы (смета на капремонт крыши нашего дома выросла в три раза), был произведен и утвержден областным Правительством только в конце 2018 года.

Все эти недоработки в вопросах капремонта областных органов власти не дали возможности участвовать в аукционах многим организациям, в том числе средним и местным.
В решении вопросов капремонта в области и районе  не лучшим образом выглядят и федеральные органы власти. Я постоянно испытывал чувство «хождения по мукам», когда десятки раз письменно обращался в федеральные органы с просьбой помочь  в решении вопроса капремонта крыши нашего дома, но меня запускали по замкнутому кругу Москва-Саратов-Пугачев. На последнее мое письмо от 27.07.2019 года в Генпрокуратуру, прокурор отдела по рассмотрению обращений граждан ответил, что мое обращение направлено для проверки моих доводов в прокуратуру Саратовской области. Как было и раньше, мое обращение прокуратура Саратовской области направит в межрайонную прокуратуру, которая в свою очередь даст ответ, что она держит мое обращение на контроле. Опять круг замкнулся.

Если не будет достигнуто взаимопонимание между структурами исполнительной и законодательной властей всех уровней, не будет устранена безответственность за исполнением своих должностных обязанностей, не будет должного контроля за работой в структурах власти снизу до верху, то срыв программы капремонта будет продолжаться.
Президент РФ В. Путин в своем послании Федеральному собранию 20.02.2019 года заявил ответственным чиновникам: «Не можете эффективно помогать гражданам в решении их вопросов, сопереживать им – уйдите, на ваше место придут другие без чиновничьей черствости».

Задача граждан выявлять таких чиновников, обнародовать их имена. Граждане должны знать своих «героев». В условиях отсутствия гласности, общественного контроля и безнаказанности, чиновники перестают прислушиваться к запросам и недовольству людей качеством своей жизни, и это порождает у них безответственность и чувство вседозволенности.

В. Куприянов, председатель совета дома №86/98 по ул. Коммунистической