Вот интересно, 920 миллионов рублей – это много или мало? Именно такую сумму составляет доходная часть бюджета, например, Пугачевского муниципального района. Сумма вроде бы внушительная. Однако, если её раскидать на всё – зарплата бюджетникам, вода, газ, электричество, дороги, ремонт, содержание, налоги и т.д., то ничего не остается. И когда глава района говорит: “Денег нет”, он говорит правду.

7643

Денег нет у всех, поэтому государство придумало такой инструмент, как субсидии. Суть очень простая – государство оплачивает часть затрат района. Захотел район починить дорогу – государство ему поможет, даст по госпрограмме 80% требуемой суммы, а район вложит остальные 20%.

Подвох кроется в непредсказуемости сроков получения средств. Предположим, что район в конце года составил бюджет на следующий год и заложил требуемую часть суммы на ремонт дороги в бюджет. Естественно, он составил муниципальную программу и направил заявку на получение субсидии в областной бюджет.  Тут начинается зона неопределенности.

Во-первых, областной бюджет Саратовской области так себе. Долгов выше крыши. Ему самому нужны субсидии и дотации из федерального бюджета. А значит, в Саратове тоже точно не знают, когда и сколько даст “Москва”.

Во-вторых, наш район в области не единственный. Деньги нужны всем. Что-то можно распределить по формуле, а что-то нужно и “по усмотрению”. У кого-то скоро будут выборы? Срочно благоустраиваем территорию. Где-то люди часто пишут Путину, просят школу? Даем зеленый свет. Что у вас там, дорогу починить? Зайдите лучше завтра.

Пришла осень, а за ней зима. Выпал первый снег, в районе уже и забыли про эту дорогу, но неожиданно… деньги пришли! И как вы догадываетесь – их надо освоить. Класть асфальт в сугроб, конечно, глупо, но получать нагоняй за нарушение закона – еще глупее.

Почему деньги поступают так долго? По задумке государства, все эти проверки и согласования являются инструментом борьбы с коррупцией. На деле – бюрократическая волокита плюс профнепригодность чиновников на местах.

У муниципалитетов и людей, проживающих на этих территориях, отняли уже, практически, всё. Девяносто с лишним процентов налогов, получаемых на местном уровне, забирают Москва и Саратов. Граждан как таковых выжали до нитки и, даже не дав передохнуть, снова закрутили с обеих сторон. Богатства недр в руках кучки “хозяев жизни”, которые ни в чем себе не отказывают, а простых смертных ставят перед выбором – хотите, чтобы ваши дети учились – стройте им школу, лечиться желаете – стройте поликлинику. Не верите?

На днях депутат гордумы Екатеринбурга М. Матвеев на полном серьезе предложил переложить строительство школ на плечи покупателей новостроек. Аргументировал свой посыл тем, что на социальную инфраструктуру в бюджете денег нет, и не будет. Крох с барского федерального стола банально не хватает на самое необходимое. 

Губернаторам по партийной линии даются соответствующие команды. И, щелкнув каблуками, В. Радаев тут же начинает критиковать районы за “слабую инвестиционную активность” , требуя надеяться на себя и не клянчить денег у государства. Это все равно, что пустить жильцов в дом, брать с них плату за постой и коммунальные услуги, а потом перекрыть воду, газ, свет и продолжать требовать деньги. Паралич головного мозга? Нет. Экономическая политика государства.

Жить лучше не станет. Даже не надейтесь. По крайней мере, в ближайшие лет десять. И само не рассосется, если только катаклизм какой в виде метеорита на голову не свалится.

Я. Ортнев