27 октября губернатор Саратовской области Р. Бусаргин провел очередную прямую линию, во время которой заверил телезрителей, что вопросы, не прозвучавшие в эфире, он тоже отработает.

7654

Среди поступивших, но не озвученных тем есть очень сложные и острые. Например, сообщение об отмене с 1 ноября автобусного движения в посёлке Дергачи. Жители этого райцентра в шоке от того, как в одночасье изменилась привычная жизнь. Теперь перед ними выбор – наматывать километры по обочинам дорог пешком, или платить за такси. Для стариков, с пенсией в 12 тысяч рублей, последнее – явная роскошь.

Журналист Ольга Копшева из Саратова, комментируя ситуацию, считаете, что вины Бусаргина в случившемся нет. Это результат неправильных решений предыдущих губернаторов.

При П. Ипатове в регионе был введён льготный проезд для отдельных категорий граждан, среди которых главные – старики и дети. При В. Радаеве областное министерство транспорта отправило в свободное плавание государственные автотранспортные предприятия, осуществлявшие перевозки людей внутри районных муниципалитетов. Как потом выживали приватизированные и проданные АТП никого не волновало.

С одной стороны за нормальное обеспечение людей общественным транспортом отвечает муниципальный уровень власти. А с другой – районные власти в одиночку с проблемой не справятся.

Сообщается, что дергачёвцы уже просили свою администрацию организовать муниципальное АТП. Им ответили, что денег на это нет. Люди возмущённо предлагали выбить у губернатора спецфинансирование. Им сказали, что пытаются, но пока не получается.

Все всё понимают. Финансировать АТП в каждом районе области очень непрактично и накладно. Но бросать проблему на самотёк тоже нельзя. Ведь без общественного транспорта жизнь людей в райцентрах станет труднее и хуже.

«Так что губернатору Бусаргину и его министру транспорта придётся искать выход, – пишет Копшева. – Можно пойти по пути создания больших кустовых государственно-частных АТП на несколько районов. А можно упростить правила выбора перевозчиков. Чтобы на маршруты могли становиться просто частные предприниматели, купившие микроавтобусы. Но и в том и в другом случае делом чести для губернатора должны стать адекватные бюджетные перечисления за поездки льготников».

Отнесемся к предложениям саратовского автора со скепсисом. Потому что, если для дергачевцев эта тема всплыла только сейчас, жители Пугачевского района пытаются достучаться до власти в решении этой проблемы более пяти лет. С тех самым пор, как Арбитражный суд Саратовской области признал ОАО “Пугачевское пассажирское автотранспортное предприятие” банкротом. ПАТП находилось на балансе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, которое задолжало предприятию миллионы рублей. Снимались маршруты из-за отсутствия средств на топливо, были судебные тяжбы.  

Работники автотранспортного предприятия оказались заложниками экономической ситуации. ПАТП стало нерентабельным, водители автобусов, слесари, диспетчеры вынуждены были искать себе другую работу.

Если в Пугачеве сегодня, худо-бедно (остался один перевозчик) общественный транспорт как-то скрипит, путь и с большими нареканиями, то в районе давно все очень и очень плохо. Поначалу жителей сел в районный центр возили немногочисленные частные перевозчики, но вскоре и они забросили это дело – невыгодно.

На сессии районного Собрания, проходившей 31 октября, председатель Общественной палаты Пугачевского района А. Драгунов задал вопрос заместителю главы районной администрации по жилищно-коммунальному хозяйству и градостроительству О. Степанову:

– У нас когда-нибудь, в обозримом будущем, будет налажено автобусное сообщение с селами района? Люди постоянно спрашивают об этом.

Степанов ответил, что регулярно в аукционах  для пассажирских перевозчиков участвуют пригородные маршруты. Но желающих участвовать в них нет.

В Пугачевском районе тема, как правило, на этом закрывается до следующих аналогичных вопросов. Выше головы не прыгнуть. Финансировать выпадающие доходы частникам нечем. За бесплатно никто работать не будет.

Был у нас в районе, если память не изменяет, прецедент.  Кто-то из жителей села выиграл грант на предпринимательскую деятельность, купил микроавтобус и решил возить своих односельчан в город и обратно. Но из-за всяких там глонассов, налогов и предписаний и разрешений, быстро опустил от безысходности руки. Что далеко ходить, посмотрите, сколько частников ушло с перевозок Пугачев – Саратов. Не за горами тот день, когда и в самом Пугачеве, кроме многочисленных таксистов другого вида пассажирских перевозок не останется.

Понятно, что нового губернатора будут склонять решать вопрос собственными силами. Но это нереально в принципе, пока пассажирские перевозки не станут полностью государственными. А на это нет денег, и не будет.

Повторимся, все всё понимают. Только высказаться об этом прямо, в силу занимаемых должностей и чиновничьего этикета не могут. Что останется в итоге? Некие половинчатые решения, направленные, вероятно, на принуждение частников к извозу, которые в конечном итоге кроме негатива ничего не дадут.

С. Ковальский